Ушел Сергей Горбов – психолог, математик, друг. Сережа Горбов – скромный, честный, чистый, лучистый. Сергей Федорович Горбов – подвижник системы развивающего образования, который, вероятно, засмущался бы, услышав о себе такое в силу своей фантастической скромности. Но это – факт.
Сережу любили все – и коллеги, и учителя, и дети. Притом что свои профессиональные принципиальные позиции он отстаивал мягко, интеллигентно, но бескомпромиссно и математически строго. До тех пор, покуда его самого не посещало глубокое сомнение – соразмерное с глубиной мысли.
Усилиями Сергея Горбова «математика по Давыдову» стала одним из самых продуктивных и устремленных в школьную перспективу предметных продвижений системы РО. Сам Василий Васильевич начал отстраивать эту систему в 1959 году на базе московской 91-й школы именно с математики (тогда ни о системе, ни о РО никто не говорил). И завершил свою работу в другой московской школе – школе-лаборатории «Лосиный остров» № 368 математикой. Уже вместе с Сергеем Федоровичем, который после того, как В.В. Давыдов покинул этот мир в 1998 году, продолжил ее и в «Лосином острове», и в 91-й, и в других «РОшных» школах.
Итог: создание и доработка учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей по математике с 1-го по 7-й класс. Давыдовско-Горбовская «линейка» (тут надо добавить имена соавторов Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой) – продолжение той самой, большой, которая начиналась в 1959-м, многократно видоизменялась, прирастала «ответвлениями» и так далее. И еще – в 90-х «Лосиный остров» с математикой, несущей в авангарде, первым в Москве совершенно безболезненно перешел с трехлетней «началки» на четырехлетнюю, на территории того же «Острова» РО-математика впервые шагнула из начальной в основную школу. В этом – первостепенная заслуга Сергея Горбова, руками и под непосредственным руководством которого (в школе работали блестящие учителя математики, их высоко ценил В.В. Давыдов) был совершен этот переход и сделан этот шаг.
В.В. Давыдов дружил с отцом Сергея – врачом-психоневрологом и психологом Федором Дмитриевичем Горбовым, одним из первопроходцев космической психологии, который отбирал для полетов и готовил к ним первопроходцев Космоса (Гагарин – его профессиональная рекомендация). А психолог Виктор Александрович Гуружапов, тоже служивший делу РО «по художественной части», тоже рано и неожиданно оставивший нас, как-то провел параллель между космическим проектом Королева и образовательным проектом Давыдова: и тот и другой стремились преодолеть земную гравитацию. Пусть в отношении Давыдова это звучит метафорически, но если человек давно мечтал о Космосе и рвался в него, то в образовании дополнительную «гравитацию», которая сдерживала «полет мысли» (и взрослого, и ребенка), создавала накопленная веками инерция самой его системы. Тут трудно сказать, что было сложнее.
Уже с самого начала В.В. Давыдов поставил задачу амбициозно: «поверить алгеброй» арифметику в лучшем смысле этого слова – научив уже первоклассника решать арифметические задачи алгебраическим способом (так она формулировалась в публикациях начала 1960-х). С.Ф. Горбов, продолжая дело Давыдова, превратил этот способ не только в развивающий, но и развивающийся инструмент мысли в учебной деятельности на всем отрезке ее первенствования в школьных возрастах.
И еще один подарок, который оставил Сергей Горбов не только для тех, кому небезынтересны подходы к развитию мышления как творчества внутри системы РО.
Сереже принадлежит великолепный перевод с английского книги одного из родоначальников гештальт-психологии Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление», который он сделал в 1987 году по классическому нью-йоркскому изданию 1945 года. До этого небольшой фрагмент этого фундаментального для психологии ХХ века труда публиковался лишь в «Хрестоматии по психологии мышления», изданной МГУ. С этой книгой по своей значимости вполне сопоставима монография В.В. Давыдова «Виды обобщения в обучении» (1972). К тому же в обеих на математическом материале (в том числе) демонстрируется постигающая и порождающая сила мысли. Что касается Сергея Горбова-переводчика, тут, видимо, не последнюю роль сыграло происхождение. Его дед, отец Федора Дмитриевича, Дмитрий Александрович Горбов был известным литературоведом, который переводил с нескольких языков в диапазоне авторов от Джека Лондона до Карела Чапека.
Благородство происхождения, благородство духа, благородство мысли – все это Сергей Федорович Горбов. Всеми любимый Сережа.