Институт образования и Международная лаборатория исследований социальной интеграции ВШЭ провели по заказу АСИ исследование, направленное на анализ актуального состояния и перспектив создания специальных условий обучения, в первую очередь – дружелюбной образовательной среды, для детей с особыми запросами. Исследование проводилось в рамках программы АСИ «Школа для каждого», которая является частью Национальной социальной инициативы (НСИ).
Эксперты, принявшие участие в опросе, дали два варианта понятия «дружелюбная образовательная среда». «Узкая» трактовка подразумевает оказание адресной поддержки детям с особыми потребностями, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). «Широкая» трактовка строится на формировании в школах единой ценностной среды, которая подразумевает вовлечение всех учеников в жизнь школы, налаживание качества отношений между участниками образовательного процесса, а также предоставление вариативности обучения.
По словам опрошенных экспертов, для создания дружелюбной среды нужно сформировать внутришкольную культуру, основанную на универсальных гуманистических ценностях и прозрачных механизмах их воплощения в повседневной жизни школы.
Также школам должна быть предоставлена свобода формировать собственные программы развития, включая планы по прогнозированию долгосрочных образовательных эффектов и перспектив.
В опросе также приняли участие более 440 родителей из всех регионов России, в основном это жители городов-миллионников в возрасте 35–45 лет и имеющие двух-трех детей.
Говоря о составляющих дружелюбной образовательной среды, большинство родителей поставили на первое место запрос на безопасность детей – как физическую, так и психологическую, а также соответствующую специальную подготовку педагогов. Меньше внимания родители уделили всему, что связано с самовыражением детей и влиянием внешних участников на жизнь школы.
Про формирование дружелюбной образовательной среды
Говоря о том, что нужно сделать для формирования дружелюбной образовательной среды, 64% родителей обратили внимание на необходимость наличия в школах специалистов, сопровождающих детей с особыми запросами. Также 58% участников опроса призвали организовать для учителей курсы повышения квалификации, чтобы они могли продуктивно работать с детьми с особыми запросами. Кроме того, 43% респондентов заявили, что в России нужно законодательно обеспечить право на создание специальных условий для обучения детей с особыми запросами. На идею проведения мониторинга дружелюбной среды в школах 75% родителей отреагировали положительно, посчитав его нужным. При этом главным следствием проведения мониторинга, по мнению 46% родителей, должно стать предоставление помощи школе для преодоления выявленных дефицитов условий для дружелюбной среды.
Про важные результаты обучения
Среди самых важных результатов обучения в дружелюбной образовательной среде 54% родителей назвали сохранение или рост мотивации ребенка к учебе, а также уверенность детей в своей способности решать учебные и бытовые задачи. Также 47% респондентов отметили важность развития навыков общения у детей. При этом 40% опрошенных утверждают, что образовательную среду в тех школах, где учатся их дети, нельзя назвать дружелюбной. Главным барьером на пути к установлению такой среды в школах родители считают неподготовленность педагогов и недостаточное финансирование образовательных учреждений. По мнению опрошенных, заниматься созданием подобной среды должно в первую очередь государство, а также директора школ и педагоги.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.