«Итак, конкурс «Учитель года» будет теперь проводиться в формате телевизионного шоу. «За стеклом», только про учителей. Средства массовой информации подали эту новость в ряду других, практически не комментируя.
«Газета – это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации» (Б. Шоу).
Я считаю, что данное решение, наверняка подсказанное референтами и советниками, мягко говоря, сомнительно. Вместо укрепления авторитета учителя мы получим очередное шоу, сродни «Битвы экстрасенсов» или, не к ночи будь помянуто, «Пусть говорят».
Поясню свою мысль.
Конкурс «Учитель года» в его нынешнем формате и так балансирует на грани «Шоу – реальная практика». Чем выше статус конкурса (муниципальный, региональный, федеральный), тем больше в нем элементов шоу.
На федеральный уровень с каждым конкурсантом приезжает команда, которая отшлифовывает урок, готовит потенциального победителя к другим конкурсам. Тем не менее элемент «реальной практики» пока в конкурсе остается – это урок, который нужно дать провести с «реальными детьми».
Конечно, этот урок заранее срежиссирован и отработан большое количество раз с другими детьми. Конечно, все атрибуты готовы. Но – конкурсант встречается с детьми, которых он видит впервые в жизни. И – это очень важно – тут первоначальный замысел может столкнуться и сталкивается с ситуацией. Дети, пришедшие на урок, – не актеры. Они, конечно, понимают, что участвуют в шоу, но, начиная с первых моментов урока, они либо вовлекаются в предлагаемый им процесс, либо… не вовлекаются. Какие вопросы они зададут, как они ответят на вопросы учителя – заранее никто не знает.
В этом – существо педагогической деятельности. Столкновение нормы и ситуации. Плана учителя и «неадаптивной активности» учеников.
Если конкурс, включая уроки, будет проводиться в формате телевизионного шоу, из него исчезнет элемент произвольности, ситуативный компонент. Теперь уже и учитель, и дети будут «работать на камеру».
Не исключаю, что в ходе урока режиссер шоу скажет: «Стоп! Давайте повторим с третьей минуты». Режиссеру нужна «картинка», которую будет «хавать пипл». Учителю – нет.
А теперь вторая мысль. Данное «распоряжение» раскрывает то понимание образования, которое господствует у современных чиновников. Образование – это шоу, в котором учитель играет свою роль. Задача учителя, согласно этим представлениям, – «дать яркий урок». Дети – зрители, манипулы, которые, если урок яркий, усваивают контент. Их субъектность, их активность, их реальные действия – остаются за скобками. «Запишем уроки хорошего учителя и выложим их в интернете» – мантра, которую повторяют и депутаты, и чиновники, и некоторые деятели образования. Им невдомек, что «говорящие головы» давно перестали быть действенным механизмом образования.
Инициатива проводить конкурс «Учитель года» в формате телевизионного шоу приведет лишь к тому, что учителя будут приравнены к многочисленным актерам уже существующих шоу – экстрасенсам, людям с изломанной психикой, актерам, желающим «попасть в ящик».
От риторики «образовательных услуг» мы перейдем к риторике «образовательных спектаклей».
«Мой способ шутить – это говорить правду. На свете нет ничего смешнее» (Б. Шоу)».