Образовательная политика // Колонка

Чем обернётся Год педагога?

Если мы радикально не улучшим оплату педагогического труда, кризис в образовании неизбежно будет нарастать.

Чем обернётся Год педагога?
Иллюстрация: Twitter

Российский президент предложил объявить 2023 год Годом педагога. Мы двумя руками «за». Но позволю себе напомнить некоторые немаловажные факты.

Первое.

Годом учителя уже был объявлен 2010-й. Но, увы, в том году учитель почти ничего не получил.

Второе. 2021-й – год новых технологий. Однако, по данным комитета Государственной думы по образованию и науке, в этом году доля расходов на науку из федерального бюджета не увеличилась, а даже чуть-чуть сокращается. Поэтому, приветствуя предложение по Году педагога, хочется спросить, что реального будет сделано к этому времени?

Давайте по пунктам.

1. Президент предложил изгнать из образовательного законодательства, за исключением финансовых документов, понятие так называемых «образовательных услуг». Мы и здесь двумя руками «за». Но хочу напомнить, что именно такой законопроект Ваш покорный слуга вносил в Государственную думу, причём при поддержке тогдашнего министра просвещения Ольги Васильевой. Правительство не согласилось со своим министром: видимо, экономический блок важнее. А большинство Государственной думы, естественно, согласилось с правительством, приговаривая: «Конечно, образование – это не услуга, но мы не можем принимать такой закон». Кончилась эта дискуссия тем, что один из наших коллег по комитету по образованию и науке назвал нас романтиками и сказал, что мы «застряли на Чехове». Мы ответили: «Спасибо за комплимент».

2. Президент заявил, что уже в этом году широкополосный высокоскоростной интернет должен прийти во все российские школы. Напомню, что в моём родном городе Омске, по данным министерства образования Омской области, высокоскоростной интернет имеет лишь половина школ. Напомню также, что в бюджете 2021 года, по данным опять же думского комитета по образованию и науке, расходы на интернетизацию школ сокращены на 4 миллиарда рублей по двум программам. Как будет исполнено поручение президента, пока представляю себе плохо.

3. Президент заявил о том, что надо выделить федеральные деньги на ремонт школ. Вот здесь поддерживаю без оговорок. 7300 школ должны быть отремонтированы к 2026 году. Не знаю, много это или мало, учитывая, что количество школ в России более 40 тысяч и, скорее всего, в ремонте нуждается из них реально половина, но это важное направление, поскольку новые школы строятся медленно, и пока они будут строиться, если не ремонтировать старые, заниматься детям будет негде.

4. Строительство новых школ. Согласно поручению президента и распоряжению правительства от 2015 года, в России должны были перевести на односменный режим учёбы все начальные и старшие классы к 2020 году, а к 2024 году – все классы с 5-го по 9-й. Но финансирование, которое выделял Минфин, отличалось от графика, который был прописан в распоряжении правительства, как небо от земли. В результате теперь позиция пересмотрена. Предлагается ликвидировать только третьи смены, и, соответственно, расселить детей из слишком переполненных школ. Также председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов говорил, что с такими темпами строительства школ мы выполним поставленные задачи не раньше XXII века. Сейчас темпы немножечко увеличились. Но на реализацию первоначального поручения президента о переходе на односменную работу школ потребуется более 40 лет.

5. Статус педагога. Президент заявил, что принципы оплаты педагогического труда будут пересмотрены. Мы «за». Мало того, мы вносили законопроект о том, чтобы базовые ставки педагогов были не ниже двух минимальных размеров оплаты труда по региону или по РФ. Законопроект был провален большинством голосов Государственной думы по требованию правительства.

6. Возникает вопрос: будут ли под новую систему оплаты труда выделены дополнительные средства или правительство в очередной раз будет пытаться повесить всё на регионы и решить вопрос путём перераспределения уже имеющихся денег – другими словами, повторится ли басня о Тришкином кафтане. Рукава отрезали, полы оставили и наоборот. Наше глубокое убеждение – без дополнительного финансирования проблему статуса педагога мог бы решить разве что Мавроди. Но Мавроди, слава богу, ни в правительстве, ни в Думе не работает.

7. Президент задал вопрос: «Почему в России столь разное качество образования, особенно в основной школе?» Я готов на этот вопрос ответить. Причин тому несколько. Одна из главных заключается в том, что в России нет единой социальной политики и бюджетной тоже.

Бюджетная обеспеченность регионов РФ, по разным данным, различается в среднем примерно в девять раз. Уровень отплаты труда педагогов (это данные, которые были озвучены на коллегии Министерства просвещения) – в семь раз.

Нельзя думать, что можно вообще не поддерживать образование финансово, не платить учителю и обеспечить достойное качество образования. Повторю, это не единственная причина, но едва ли не главная. Более того, если мы радикально не улучшим оплату педагогического труда, кризис в образовании неизбежно будет нарастать.

Заканчивая, хочу сказать – мы с удовольствием поддерживаем все позитивные предложения, которые прозвучали на Государственном совете. Но цыплят считают по осени. Давайте посмотрим на бюджет 2022 года и поймём, что российское образование, российские дети, студенты и работники образования получат в Год педагога, в 2023 году.



Новости





























































Поделиться