Городское образование // Интервью

«Хочешь вызвать интерес – удиви»: московский педагог о том, каким должен быть современный учитель и как использовать игровые технологии на уроке

  • 16 июля 2021

«Хочешь вызвать интерес – удиви»: московский педагог о том, каким должен быть современный учитель и как использовать игровые технологии на уроке

Сегодня время выдвигает новые требования к современным педагогам. Мир меняется, и, чтобы успевать меняться вместе с ним, нужно постоянно учиться чему-то новому. Такую возможность дают учителям различные конкурсы и олимпиады. Они помогают по-новому взглянуть на профессию и реализовать свой потенциал. А как пройти путь от заявки до финала и попасть на заветный пьедестал, рассказала учитель истории и обществознания школы № 1980, победитель олимпиады «Современный московский учитель-2021» Зинаида Цапалина.

В этом году вы стали победителем олимпиады «Современный московский учитель». Что вам дал этот конкурс в профессиональном и личном плане?

– Конкурс помог мне обозначить круг ближайшего развития, показал, какие навыки и умения сформированы достаточно, а какие нужно совершенствовать. Участие позволило за короткое время овладеть новыми технологиями и реализовать свои творческие идеи. Например, я никогда до конкурса не разрабатывала свой сайт и всегда мечтала создать свою авторскую экскурсию. Мечты сбываются!

В личном плане конкурс научил меня не бояться идти вперед, не бояться, что что-то не получится, точно расставлять приоритеты и до минуты распределять свое время. Участие в конкурсе это возможность посмотреть на свои ресурсы, на то, как ты умеешь в сложной ситуации мобилизоваться, определять направления, фокусироваться и работать в команде.

Одна из главных задач конкурса – поддержать педагогов, которые активно применяют ИКТ на своих уроках. Расскажите, как вы реализуете это?

– ИКТ прочно вошли в жизнь современного московского учителя. О многих информационно-коммуникационных технологиях я услышала на конференции Edcrunch несколько лет назад, захотелось попробовать, и я попросила своих учеников апробировать вместе со мной. Сейчас продолжаю изучать новые технологии и сервисы. Интересно, что, если раньше в основном это были зарубежные технологии, то в последние годы появилось много отечественных. Московская электронная школа создала все условия для использования информационно-коммуникационных технологий как в очном режиме, так и в дистанционном.

У современного московского учителя – огромный арсенал инновационных технологий: полноценные системы для онлайн-обучения, чаты, видеосервисы, онлайн-доски, игровые приложения, сервисы для создания учебных игр.

Но в использовании ИКТ главное – не количество, а качество. Каждый сервис, как правило, решает свою образовательную задачу. Поэтому на первых порах для себя я даже составляла таблицу, сравнивала, какие сервисы на каких этапах урока рационально использовать. Считаю, что главное – отказаться от бездумного и неэффективного использования современных технологий. Нужно поставить цель, определить задачу, выбрать сервис (игру, приложение и так далее), научить ребят пользоваться им, а затем оценить результат.

Современный урок – это какой урок?

– Современный урок – динамичный, с индивидуальным подходом к каждому ученику, разработанный на основе когнитивной и возрастной психологии, учитывающий интересы и потребности учеников. А ты учи, учитель, как будто видишь в учениках своих великих людей!

Современный урок должен быть продуман до мелочей.

Учителю нужно поставить конкретную цель, описать ожидаемые результаты, продумать задания для каждого этапа, любое задание должно решать определенную задачу и соответствовать тому или иному ожидаемому результату.

Современный урок – интересный с использованием различных методов, а также информационно-коммуникационных, игровых и интерактивных технологий.

Как можно охарактеризовать современного московского учителя?

– Современный московский учитель – это специалист, хорошо знающий свой предмет, обладающий обширными компетенциями психолога и методиста, талантом актера и оратора, а также управленческими навыками. Это человек, умеющий оценить способности и возможности ребенка, подобрать максимально эффективные индивидуальные методы обучения для развития потенциала каждого обучающегося, способный создать условия, в которых бы ребенок ощущал потребность в познавательной деятельности, хотел бы учиться. Это еще и человек, который сам постоянно учится, стремится исследовать новое, владеет навыками XXI века и помогает школьникам тоже овладеть этими навыками. Современный московский учитель умеет мотивировать, на собственном примере показывает, что нужно любить то, что делаешь.

В финале олимпиады нужно было продемонстрировать навыки в области геймификации образования. Как вы справились с задачей? И в целом, почему сегодня так важны игровые технологии в образовании?

– Для меня задача не была такой уж трудной, так как различные элементы игровых технологий использую в образовательном процессе много лет. Но в условиях эпидемиологической обстановки пришлось искать новые игровые методы, которые бы пришли на смену деловым и ролевым играм в очном режиме. Больше года изучала, пробовала новые сервисы, возможности «Московской электронной школы», использовала их в своей педагогической деятельности, смотрела на результаты. Именно поэтому дети уже были знакомы с сервисами, которые я показала в финальном видеоролике. Сложным скорее было в короткие сроки выстроить концепцию, все подготовить, отснять и смонтировать материал. Но мы справились!

Почему игровые технологии важны? Во-первых, игра – первый вид деятельности у ребенка и на протяжении многих лет – ведущий, а в современных реалиях еще и один из самых популярных. Во-вторых, хочешь вызвать интерес – удиви!

Удивительно все, что нестандартно. Поэтому игра вызывает интерес у школьников, побуждает к активной познавательной деятельности, позволяет оценить свои достижения и мотивирует к саморазвитию. Игра в образовательном процессе не только позволяет получить новые знания и систематизировать их (как, например, приложения в Библиотеке МЭШ, благодаря которым можно закрепить многие фундаментальные знания), она позволяет формировать гибкие навыки: постановки целей, работы в команде, анализа разного вида информации. Игра создает для ребенка искусственные условия, в рамках которых он переживает свой социальный опыт и формирует свое мировоззрение.

В современных реалиях мероприятие проходило онлайн, насколько вам близок этот формат и как, если нет возможности прямого контакта с коллегами, извлечь из него максимум пользы?

– За последний год мы научились работать онлайн, освоили новые сервисы. В новых реалиях мы не ограничены временем и пространством. Считаю, что для того чтобы извлечь максимум пользы, важно выбрать единомышленников с горящими глазами, как у тебя.

Дайте пару советов, как педагогу – участнику олимпиады дойти до финала и победить?

Первое: найти поддержку в лице администрации и коллег. Путь к финалу – не путь в одиночку. Хорошо, когда рядом есть люди, способные вдохновлять, мотивировать и не дать вам сбиться с пути.

Второе: учиться новому. Мир стремительно меняется, и только обучаясь новому, человек может быть конкурентоспособным, продуктивным и успешным.

Третье: не бояться. «Глаза боятся, руки делают». Помнить, что только упорство и решительность всесильны.

Четвертое: наслаждаться процессом. Не думать о том, что результат может не соответствовать вложенным усилиям, а помнить, что сам процесс и есть результат, так как именно в процессе человек приобретает новые навыки и развивает свой потенциал.

Пятое: слышать детей, смотреть на мир их глазами, учиться у них современным трендам. Ребята всегда готовы поддержать творческие начинания, внести идеи и идти со своим учителем до победного конца.



Новости





























































Поделиться