Культура // Статья

Как помочь детям начать разбираться в классической литературе

В канун дня рождения Александра Сергеевича Пушкина мы размышляем о том, почему школьникам порой трудно осознать трагедию Самсона Вырина, прочувствовать глубину переживаний Татьяны Лариной и увидеть конфликт гражданина и государства в поэзии.
  • 6 июня 2021

Как помочь детям начать разбираться в классической литературе
Фото: YouTube

Пожалуй, каждый из нас признавался себе в том, что начал понимать мотивы персонажей «Евгения Онегина» в зрелом возрасте. Мы уже не смотрим на героев со снисходительной улыбкой, а пытаемся разобраться в их чувствах и эмоциях, анализируем ситуации и даже что-то переносим на свою жизнь. И все равно сейчас понять это подросткам довольно сложно – так как же тогда быть?

Ольга Кузнецова, старший методист Института содержания, методов и технологий образования МГПУ:

«По мнению учителей, основная проблема в недостатке у детей социального и эмоционального опыта. Ребёнку трудно понять те, чувства, которые он не переживал сам. Тогда получается: не надо читать о том, что дети ещё не изведали? Конечно, надо. Читать, рассуждать, обретать этот опыт через анализ классики. Читая, понимать, что авторы пишут о жизни, о том, что переживали герои, сверстники школьников или почти сверстники».

Анализ любого классического произведения – это, безусловно, один их самых сложных вопросов школьной программы.

В современном образовании мы часто сталкиваемся с тем, что школьники имитируют понимание произведений, заучивая параграф учебника, краткий пересказ или тексты из готовых домашних заданий. Делают они это из потребности либо сдать экзамен, либо получить положительную оценку на уроке.

Учителю, чтобы решить подобные проблемы, важно понимать, что современные дети – другие. Им доступны современные способы получения информации, не связанные с чтением: школьники могут посмотреть экранизацию книги, видеообзор, послушать подкаст с кратким содержание. Поэтому одна из главных задач учителя литературы - организовать на уроке такие виды деятельности, которые заинтересуют подростков, позволят им погрузиться в атмосферу произведения, заставят многократно обращаться к тексту, искать ответы на вопросы, которые у них возникают в жизни.

Ольга Кузнецова, старший методист Института содержания, методов и технологий образования МГПУ:

«Ведь классическая литература – это энциклопедия человеческих образов, и школьники, анализируя их, начинают воспринимать мир иначе: они подключают фантазию и формируют уже свое представление о жизни и отношениях. В результате такой работы и формируется эмоциональный интеллект ребёнка, как способность понимать чувства другого и выражать свои. Поэтому важно искать ресурсы, которые будут помощником учителя литературы. Например, Московская электронная школа, библиотека которой содержит не только методически выстроенные сценарии уроков, но и музыку, видеофрагменты, интерактивные приложения, помогающие учителю решать самые сложные образовательные задачи».

В Библиотеке «Московской электронной школе» учителя делятся находками об организации деятельности детей на уроках.

Например, при изучении «Евгения Онегина» в одном из сценариев уроков детям предлагается выполнить задания по выбору: сформулировать вопросы по тексту о том, что непонятно; задать в классе вопросы про эпоху, описанную в произведении; подумать о причинах поступков героев; найти в тексте характеристики персонажей; установить связи произведения Пушкина с другими литературными произведениями и др. В такой работе каждый ученик может делать то, что его больше интересует, а затем узнать, что сделали другие ученики.

Предлагаем вам познакомиться с этими и другими уроками и приложениями Библиотеки «МЭШ», посвященными творчеству Александра Пушкина.

«Обо­бща­ю­щий урок по творчес­тву А.С. Пу­шки­на»

«Роль природы в романе А.С. Пушкина»

«Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С. Пушкина»

«А.С. Пушкин роман "Дубровский"»

«А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

«Сказки А. С. Пушкина»

«Жизненный путь Александра Сергеевича Пушкина»

«Биография А.С. Пушкина»



Новости





























































Поделиться