Дети // Колонка

«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его эту рыбу ловить»

Социолог, научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк размышляет о том, что означает – защита детей.

«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его эту рыбу ловить»
Иллюстрация: veshkaima-vesti.ru

1 июня, в первый летний день, ежегодно отмечается Международный день защиты детей. В этот день в мире вспоминают об угрозах, которым подвергаются дети, а эти угрозы бывают ужасными: нищета, голод, войны, насилие, отсутствие медицинской помощи и многое другое. И с этим сталкиваются многие миллионы детей на планете.

Но давайте подумаем не о таких чудовищных угрозах, а о том, от чего надо защищать наших детей, которые живут в более благополучных условиях. И о том, всегда ли и от всего ли надо наших детей защищать и что это означает – защита детей.

У глаголов «защищать» и «защитить» есть много синонимов: ограждать, уберегать, предохранять, обезопасить, страховать, охранять, помогать, заботиться, опекать… список можно продолжить. От насилия, что физического, что психологического, в семье, детском саду, школе мы стремимся детей защитить, обезопасить, оградить. И это совершенно правильно. Дети не способны сами бороться с такими угрозами.

От ошибок мы стремимся детей страховать, предостерегать, ограждать, чтобы обезопасить? И вот тут возникает вопрос: всегда ли это нужно делать? Или обезопасить – это создать такие условия, чтобы ребенок учился на своих ошибках, ведь, как сказал поэт: «Опыт, сын ошибок трудных…», а потому предостеречь – это ошибиться, понять, в чем ошибка, а потом ее исправить? Мне кажется, есть очень разные ситуации. Да, если в доме малыш, лучше закрыть розетки во избежание травм. А если он немного подрос? Продолжить закрывать условные розетки, убирать ножи, проверять решение задачки и исправлять ошибки? Или обезопасить – это научить пользоваться опасными предметами и учиться не бояться исправлять ошибки в тетради самому?

А если ребенка обидел друг? Кинуться на защиту, закрыть грудью, как этого очень хочется, или поговорить, обсудить, посоветовать, как решить проблему? Научить давать сдачу? Поговорить с родителями обидчика? Избегать ситуаций, которые могут возникнуть без нашего пригляда? Это часто кажется оптимальным, под нашим любящим крылышком тепло, уютно и безопасно. Мы для ребенка – лучшая защита, но может ли он всю жизнь под ней оставаться или большой мир потребует самостоятельно решать проблемы? Может быть, во многих случаях защита – это помощь именно в этом, в умении самому справляться с непростыми ситуациями, если они не критичны, разумеется.

А улица, окружающий мир, который для любящих взрослых часто кажется чрезвычайно опасным для ребенка? Как можно дольше в этот опасный мир не отпускать, рассказывать, что опасности могут встретить на каждом шагу? Это часто кажется лучшим способом спасти и уберечь, но, если мы постоянно рассказываем ребенку, что мир опасен и враждебен, как он сможет жить в этом мире, когда окажется с ним один на один?

А социальные сети, интернет? Там же тоже много угроз и опасностей? Держать ребенка ото всего этого подальше, пока это возможно, то есть оградить? Контролировать все, что он там делает? Контроль – это ведь тоже своего рода защита. Да, есть специальные программы, не допускающие детей к опасному или вредному контенту в интернете, в какой-то степени нужные и полезные. Но как же сладок запретный плод, как хочется детям его сорвать. Вот что здесь лучшая защита: запреты, ограничения, тотальный контроль или формирование осознанных представлений, что такое хорошо и что такое плохо? И насколько критично многое из такого «плохого», а что допустимо? Оградить и спрятать от чего – это защитить?

Таких вопросов родителям приходится ставить перед собой много, искать ответы на них трудно, но необходимо. Хотя бы потому, что защитить детей ото всего невозможно, как невозможно прожить за них их единственную жизнь.

Есть хорошее выражение, принадлежащее или приписанное Конфуцию: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его эту рыбу ловить».

Научить ловить эту символическую рыбу, как мне кажется, в очень многих случаях – это научить ребенка искать и находить выходы из сложных ситуаций, не бояться ошибок и помочь ему, если он с ситуацией не справляется. Давайте подумаем, как это делать. Подходит для этих размышлений не только День защиты детей, но и все остальные дни года.



Новости





























































Поделиться