Школьники // Статья

«Олимпиады – это как марафон на длинную дистанцию, который требует выносливости и силы»


«Олимпиады – это как марафон на длинную дистанцию, который требует выносливости и силы»
Фото: Twitter

С 17 по 23 мая в Тайване в дистанционном формате прошла XXI Азиатская физическая олимпиада (АФО). Команда российских школьников из восьми человек поставила абсолютный рекорд, завоевав восемь золотых медалей. Такого богатого урожая наши юные физики не собирали с 2011 года – с начала участия в этом престижном интеллектуальном соревновании.

В этом году в нем приняли участие 180 школьников из 23 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, Японию, Сингапур, известные высокими достижениями своих школьников в точных науках. АФО проходит по правилам Международной физической олимпиады (один пятичасовой теоретический тур и один экспериментальный).

В числе членов российской сборной – учащиеся Физико-технической школы имени Ж.И. Алферова (Санкт-Петербург); физтех-лицея имени П.Л. Капицы; Бауманской инженерной школы № 1580; школы № 2007 с физико-математическим уклоном (Москва).

Мы поговорили с одним из восьми золотых призеров – учеником столичной школы № 57 Николаем Кононенко. Правда, с самим Николаем удалось связаться не сразу – он пришел домой поздно вечером после занятий по матанализу в школе. Этому предмету в матклассах 57-й школы уделяется особое внимание, поскольку он развивает мышление и позволяет успешно решать задачи в самых разных областях. Матанализ – любимый предмет Николая, как и физика, которая, по его собственному признанию, заменяет ему все.

Перед разговором с Николаем я беседовала с его мамой, Инной Анатольевной, которая гордится своим сыном и переживает вместе с ним трудный путь к успеху.


Она рассказала о том, что до поступления в 57-ю школу (он учится в ней с 8-го класса) Николай посещал самую обычную школу, где физика на углубленном уровне не преподавалась.

«Свои пробелы в знаниях по физике Коля ликвидировал довольно быстро, – рассказывает Инна Анатольевна. – В 8-м классе он участвовал в олимпиаде «Максвелл» достаточно успешно. У него был молодой учитель – аспирант МГУ, который всегда давал ему дополнительные задачки. Потом в 9-м классе Коля прошёл на Всероссийскую олимпиаду школьников (ВСОШ) по физике, и ему удалось стать призёром, хотя он в то время не занимался в кружках и не ездил ни на какие сборы. И по математике он тоже стал призёром. В 10-м классе он начал посещать занятия в Центре педагогического мастерства в рамках тренировки перед Всероссийской олимпиадой. А в 11-м классе он уже занимался с тренерским штабом по подготовке к международной олимпиаде по физике».

Правда, в прошлом году главное интеллектуальное соревнование страны не состоялось из-за пандемии, зато в этом году Николай наверстал упущенное, став абсолютным победителем заключительного этапа ВСОШ по физике и затем призером – по математике. Оба этапа проходили в Тюмени соответственно с 29 марта по 4 апреля и с 16 по 22 апреля.

Прошедшие на заключительный этап ВСОШ ученики имеют возможность участвовать в дальнейших отборах на международную олимпиаду по физике. Николай Кононенко тоже прошел этот жесткий фильтр в прошлом году.

«Было очень трудно, поскольку приходилось соревноваться с очень сильными соперниками, но это было увлекательно. На первый отбор приглашают более 80 человек – участников заключительного этапа ВСОШ по физике, из них отбирают около 30, на втором этапе – 15, на третьем – восемь».

Очень трудным оказался подготовительный этап к Азиатской физической олимпиаде – он начался в сентябре прошлого года и завершился в мае нынешнего.

По словам Николая, подготовка представляла собой полное погружение: ребята решали сложнейшие задачи по физике и математике на уровне 1–2-го курсов МФТИ, занимаясь по 5–8 часов в Центре педагогического мастерства и в «Лаборатории по работе с одаренными детьми» в МФТИ в Долгопрудном. Перерывы были только на завтрак, обед и ужин, вечером предоставлялось свободное время, и когда Николай учился дома, он тоже соблюдал такой режим.

«Олимпиады похожи на спорт. Это марафон на длинную дистанцию, который требует выносливости и силы, а также способности уложиться в ограниченный отрезок времени», – говорит Николай.

Если на Всероссийской олимпиаде школьникам предлагаются достаточно короткие задачи, содержащие по одному-два вопроса и требующие в основном смекалки, то на международной олимпиаде участники должны решить объемные научные задачи, состоящие из большого количества частей и пунктов. За 5 часов отведенного времени нужно найти оригинальные подходы и выполнить сложные математические вычисления.

«Было три задачи на сложные темы – такие как гидравлический удар, трассировка лучей и магнитная левитация – подъем объектов с использованием только магнитного поля. Все они состояли из большого числа пунктов и очень трудно решались, потому что пункты были недостаточно раздроблены и не содержали наводящих идей», – рассказывает Николай.

Экспериментальный тур в этом году проходил в онлайн-формате: физический эксперимент надо было смоделировать с помощью специальной программы, разработанной специалистами страны-организатора Тайвань.

Экспериментальный тур состоял из двух задач. Первая была посвящена нанотехнологиям: исследованию и применению на практике кантилевера (деталь атомно-силового микроскопа). Во второй задаче периодическая структура, состоящая из большого числа микрогранул (очень маленьких шариков), исследовалась оптическими методами: наблюдением дифракции в видимом и инфракрасном диапазоне. Стоит отметить, что команда России справилась с экспериментом лучше остальных команд, поскольку данным темам во время подготовки национальной сборной тренерский штаб уделял особое внимание.

Поскольку тренировка перед олимпиадой заняла восемь месяцев, школьный курс Николай осваивал по индивидуальному плану, составленному для него в школе.

По некоторым предметам, например по алгебре и геометрии, учителя присылали ему видеозаписи и конспекты уроков, по истории он писал рефераты о НЭПе и столыпинских реформах, а русским языком он усиленно занимался в прошлом году, рассчитывая сдать ЕГЭ по этому предмету в 10-м классе. Однако из-за пандемии этот план реализовать не удалось, но Николай уверен в своих силах и надеется сдать русский язык достойно. Итоговое сочинение по литературе он уже написал, выбрав тему: «Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?» Николай написал о Бородинском сражении, потому что очень любит роман Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором этой битве уделено особое внимание.

Марафон продолжается: в жизни этого талантливого подростка будет еще много конкурсов, экзаменов, олимпиад. Спрашиваю Николая: какова цель его участия в олимпиадах?

«Очень интересно осваивать новые темы по физике и математике и соревноваться с другими школьниками – российскими и зарубежными», – отвечает Николай.

Но у человека в таком юном возрасте много соблазнов, и желание провести свободное время в кругу сверстников часто отвлекает от учебы. По словам Николая, он очень сдружился с ребятами из сборной – на досуге, по вечерам, они играли в современные настольные игры. Больше всего они увлеклись игрой «7 чудес»: там нужно продумывать свою стратегию, заниматься строительством различных объектов.

Мама Николая Инна Анатольевна рассказала, что в детстве у ее сына было хобби – он увлекался рисованием и лепкой. Специалисты в этой сфере говорили ей, что она совершит преступление, если не отдаст сына в художественную школу.

Но искусство пришлось принести в жертву точным наукам, хотя Николай ни о чем не жалеет, потому что «физика и математика того стоят». Особенно его интересуют квантовая и классическая механика, волновая оптика. Вуз он пока не выбрал, но в будущем мечтает заниматься фундаментальной наукой, хотя признается, что планы могут измениться.

В любом случае пожелаем ему успехов и новых побед!



Новости





























































Поделиться