Качество образования // Статья

О столичных вузах, образовательной миграции и спросе на технические специальности


О столичных вузах, образовательной миграции и спросе на технические специальности
Иллюстрация: contently.com

В 2020 году на фоне пандемии и падения доходов граждан правительство предприняло ряд социальных мер, в том числе выделило более 33 тысяч дополнительных бюджетных мест для студентов, при этом приоритет был отдан региональным вузам и техническим специальностям. Как эти действия повлияли на качество приема? Помогло ли это привлечь абитуриентов с высокими баллами в региональные вузы? Сократился ли спрос на высшее образование в целом и платное образование в частности в кризисный 2020 год?

На эти и другие вопросы ответили эксперты Института образования НИУ ВШЭ в ходе традиционного семинара «Как пандемия изменила спрос на высшее образование».


«От Москвы до самых до окраин»

С основным докладом выступили директор Центра финансово-экономических решений НИУ ВШЭ Кирилл Зеньковский и главный научный сотрудник этого Центра Ирина Абанкина.

В своем исследовании они опирались на данные мониторинга качества приема в вузы НИУ ВШЭ за период с 2015 по 2020 годы и проанализировали три ключевых направления государственной политики в сфере образования последних лет. Это, во-первых, приоритет технических направлений подготовки и ИТ над другими направлениями для интенсификации технологического развития страны. Во-вторых, поддержка региональных вузов с целью снижения диспропорций в системе высшего образования, возникших за последнее десятилетие. В-третьих – и это новая тенденция, определившаяся в прошлом году – увеличение бюджетного набора в вузы в целях поддержки семей, оказавшихся в трудной экономической ситуации из-за пандемии.

Один из главных выводов заключается в том, что совокупный спрос на высшее образование, вопреки мифам и прогнозам, сохраняется.

Однако наблюдается резкая дифференциация между столичными городами (Москвой и Санкт-Петербургом) и всеми остальными регионами. Так, если спрос на высшее образование в двух мегаполисах продолжает медленно расти, то общий спрос в регионах, по словам Кирилла Зеньковского, «уперся» в потолок. Увеличение контрольных цифр приема (бюджетных мест) с 2019 года замещает спрос на платное обучение, которое становится все менее популярным среди семей с невысокими доходами, выбирающими, как правило, недорогие образовательные программы. В то же время спрос на платное высшее образование в Москве в 2020 году как минимум не снизился по сравнению с более благополучным 2019 годом, хотя стоимость обучения осталась прежней. Напротив, дорогие программы в элитных вузах продолжают быть востребованными среди обеспеченных семей. Фактически только в регионах страны идет замещение платного (по преимуществу технического) образования бюджетным, что можно расценивать как частично положительный эффект реализации госполитики в сфере образования.

Однако, несмотря на длительную историю проектов развития ведущих и опорных вузов в регионах, две студенческие столицы привлекают более 70% абитуриентов страны с 80 баллами ЕГЭ и выше.

«То-то физики в почете, то-то лирики в загоне»

Та часть высокобалльников, которая поступает в региональные вузы, отдает предпочтение определенным специальностям, связанным с IT-технологиями, математическими, социально-экономическими и гуманитарными направлениями подготовки. Однако по техническим направлениям региональные вузы ухудшили свое положение по сравнению с вузами двух столиц. Кирилл Зеньковский и Ирина Абанкина объясняют это тем, что динамика реального спроса на инженерные профессии (кроме ИТ) находится в противофазе с мерами госполитики в сфере образования. Эти меры направлены на перераспределение бюджетных мест от «лириков» к «физикам», что приводит к выдавливанию спроса «лириков» в платное образование, которое превышает по набору бюджетное. В результате в двух столицах набор на технические направления не увеличивается, зато качество абитуриентов, напротив, растет за счет притока высокобалльников из других городов. В регионах картина диаметрально противоположная: набор на технические направления увеличивается за счет дополнительных бюджетных мест, а качество приема оставляет желать лучшего, так как поступают в основном абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ.

Вопрос о популярности гуманитарных специальностей на фоне недостаточного спроса на инженерные в рамках обсуждения на семинаре так и остался открытым. Участники дискуссии высказывали различные предположения о том, что гуманитариев привлекает более легкое обучение или, возможно, по инерции они идут по стопам своих родителей, имеющих в бэкграунде гуманитарное образование. Кирилл Зеньковский считает, что надо готовить меньше специалистов по техническим специальностям, но лучшего качества.

Установка на вуз или на переезд в столицу?

Еще один открытый вопрос касается оттока высокобалльников из регионов в столичные вузы. Пока, по мнению специалиста по образованию Всемирного банка Дениса Николаева, остается неясным, чем руководствуются выпускники и их семьи, выбирая вуз: делают ли они это на основании конкретной программы определенного вуза, освоение которой гарантирует успешное трудоустройство в будущем, или просто ими движет желание отправить ребенка в престижный мегаполис.

По словам научного сотрудника ПУЛ «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Нияза Габдрахманова, «у абитуриентов есть чёткая установка на переезд, и качественные исследования и опросы показывают, что даже наличие бюджетных мест в вузах и привлекательных рабочих мест в регионах их не остановит».

В связи с этим возникает гипотеза о серьезных рисках для выпускников московских школ со средним баллом ЕГЭ 65 и ниже, однако исследования на эту тему не подтвердили предположений ученых, показав, что доля москвичей в столичных вузах довольно высокая. Но, возможно, при расширении выборки опасения могут подтвердиться.

Кто богаче, у того и баллы выше?

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Денис Николаев, заключается в том, какие выпускники получают высокие баллы ЕГЭ. И здесь, по его словам, «возникает тема неравенства, потому что в школе лучше учатся те, кому родители имеют возможность предоставить больше платных дополнительных образовательных услуг». Именно эти дети в большинстве своем занимают бюджетные места, несмотря на то что их семьи теоретически могут себе позволить и платное образование.

«Таким образом мы лишаем высшего образования те семьи, которые не могут себе позволить платного образования ни в какой ситуации. А в России почти отсутствуют механизмы уравнивания шансов как на уровне старшей и средней школы, так и на уровне поступления в университеты, и целенаправленного финансирования семей с низким социально-экономическим статусом у нас нет», – отметил Денис Николаев.

Последствия пандемии проявятся позже?

Как считает Нияз Габдрахманов, сохранение спроса на высшее образование в тяжелом 2020 году объясняется благоприятными демографическими факторами и «чисткой системы высшего образования, когда происходило серьёзное сокращение как филиальной сети, так и головных вузов, и роста численности целевой аудитории на этом фоне».

Но если, согласно данным представленного исследования, в прошлом году пандемия не повлияла на спрос в сфере высшего образования, то ее последствия неизбежно проявятся позже.

«Нужно понимать, что решение о получении высшего образования – не сиюминутное, и многие домохозяйства заранее планировали поступление своих детей в высшее учебное заведение: откладывали средства, если речь шла о платном образовании, или готовились к сдаче ЕГЭ, если рассчитывали на обучение за счет бюджета. Поэтому те негативные эффекты, которые действительно оказала пандемия, мы увидим, наверное, в ближайшем будущем», – констатировал ученый.

Количество бюджетных мест будет расти

В 2021 году количество бюджетных мест вновь увеличится по сравнению с 2020 годом – 576 498 студентов смогут получить высшее образование бесплатно (это + 34 747 мест). Более 73% и в 2021 году, и в 2022-м ушли в регионы. Больше всего бюджетных мест пойдёт на инженерно-технические, педагогические, медицинские направления, а также специальности сельскохозяйственного профиля.

Судя по заявлениям вице-премьера Татьяны Голиковой, контрольные цифры приема в вузы на бюджетной основе продолжат расти. С 2021 до 2024 года на эти цели планируется потратить порядка 70 млрд руб.



Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться