Культура // Статья

«Книжья Нора»: почему её любят и взрослые, и дети

Социолог и научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – об олимпиаде для любителей чтения и о том, почему она не только о книгах.

«Книжья Нора»: почему её любят и взрослые, и дети
Иллюстрация: Pinterest

Шестой год подряд МГПУ проводит олимпиаду, которая называется «Книжья Нора». Особенность ее в том, что соревнуются в ней на равных школьники и взрослые люди – родители, студенты, учителя, библиотекари, все желающие. Это как раз тот случай, когда победа имеет гораздо меньшее значение, чем участие, общение по поводу любимых книг и общение между собой.

Для социолога публикации участников представляют большой интерес, потому что они многое рассказывают не только о книгах, но и о самых любителях чтения.

На этот раз на первом этапе олимпиады (всего их три) было предложено такое задание: «Придумай книгу о себе!» И около 200 человек эти книги придумали: короткие (в несколько строк) или длинные, в разных жанрах и даже не всегда о себе. Я зарылась в «Книжью Нору» и попыталась увидеть, какие проблемы школьников разного возраста в явном или скрытом виде присутствуют в этих (пока еще?) не написанных книгах. Для этого я выделила три возрастные группы: младшую (12–13 лет), среднюю (14–15 лет) и старшую (16–17 лет). Как только речь заходит о чтении, женская активность всегда выше, не стала исключением и «Нора»: большинство авторов – это девочки и девушки. Так что, читая тексты, я в большей мере увидела проблемы девические, хотя и юноши в олимпиаде, конечно, участвуют.

Младшая группа: проблемы одиночества. Среди младших подростков было много участников, которые использовали «Нору» в качестве места, где можно продемонстрировать широкой аудитории свои писательские таланты. Они не собирались придумывать книгу о себе, им просто хотелось придумать книгу и опубликовать ее или свой замысел, получить за свой писательский труд лайки, благожелательные отзывы и почувствовать себя настоящими писателями. Им кажется, что «Книжья Нора» для этого вполне подходящее место, ведь сюда приходят любители чтения.

И те участники из младшей группы, кто предлагал на суд читателей подтверждение своих литературных дарований, и те, кто действительно придумывал книгу о себе, чаще всего выбирали небольшой по объему формат, который им кажется наиболее доступным и привлекательным для их ровесников: в качестве жанра они обозначали рассказы, короткие истории, причем очень часто веселые, либо произведения в жанре фэнтези и фантастики, но тоже не очень длинные. В основном мир, описанный в произведениях младших подростков, вполне позитивен. Вот несколько типичных названий будущих книг: «Догонялки. Отрывок из сборника “В школе весело”», «Соня и котики», «Как весело мы живем». Но, конечно, весело живут не все младшие участники, хотя многие. Веселья у авторов постарше становится намного меньше.

Наши юные авторы очень редко пишут о себе открыто, им страшно быть слишком откровенными, ведь они не скрывают своего имени и фамилии, тексты не анонимны. А потому свои проблемы и переживания они переносят на героев будущих книг. Чтобы не слишком раскрыться, героем книги девочки становится мальчик-ровесник, но его проблемы – это проблемы и переживания автора. Еще чаще героиня книги переносится в другие миры, миры фэнтези или в другие страны, подальше во времени и пространстве от города, где живет автор и ее школа. Тогда alter ego автора зовут как-нибудь вроде Кэрол Джонс, но эта Кэрол – сама семиклассница, которая страдает от одиночества, от непонимания сверстниками, от отсутствия друзей. Только эти проблемы мы видим во многих текстах: «Ниса была очень замкнута и боязлива, ей очень сложно было контактировать с общественностью, поэтому никого из людей она в свой мир не впускала». Эту таинственную Нису спас от одиночества пингвин Астин, который стал ее первым другом. Похожая история происходит с другой девочкой: «Мечтам девочки мешают сбываться её же лень, неуверенность и пугливость. В общении с ровесниками у главной героини не всё гладко». И таких девочек и мальчиков, которым трудно наладить отношения с одноклассниками (про родителей и учителей они не пишут), в этой группе много. Или веселые истории, или довольно грустные.

Половодье чувств. Но вот наши авторы немного подросли, им уже 14–15 лет, и тематика произведений меняется. Рассказов о проблемах с общением становится меньше, хотя у некоторых они остаются, а на первое место выходят чувства, эмоции, переживания. То романтическая героиня рассказов, конечно, очень красивая, словно вышла из мексиканского телесериала («Анисия была доброй, милой и жизнерадостной девчонкой с золотистым поистине королевским цветом волос и голубыми глазами, в которые можно было смотреть вечно»), то она более автобиографична, но тоже полна сильнейших чувств: «Эта книга – описание всех испытанных мной чувств за всю жизнь, начиная с младенчества и заканчивая последними несколькими днями». Во многих текстах появляется слово «романтика»: «Романтика – потому что думаю, что это идеальный жанр для роста главной героини, для её раскрытия как человека». А еще эти подростки испытывают страхи и пытаются их преодолеть, изображая героя или героиню, которая сумела стать сильной, хотя была слабой, поверить в себя, хотя никто в нее не верил.

«Переломный момент», так назвала свою будущую книгу одна из старшеклассниц, и это название очень четко выражает состояние души большинства участников из старшей группы. Из пока еще неясной, не имеющей конкретного адресата «романтики» как в группе помладше с ее романтикой, в текстах старших подростков рождается тема любви, хотя не о ней большинство текстов. Подростки остро чувствуют и сильно переживают переломный момент – вот-вот им предстоит закончить школу и стать взрослыми. И не случайно появляется много размышлений, нередко практически философских, чего у ребят помладше почти не было. Из текста в текст переходят вопросы: какой или какая я? Какие у меня ценности? Как правильно поступить в сложной ситуации, как сделать моральный выбор и не ошибиться? Рассказывая о фэнтези, которое хотелось бы придумать, автор пишет: «Что же выберет наша юная леди в уже абсолютно реальных ситуациях? Дружба или предательство, карьера или любовь? И где же проходит граница между добром и злом?»

А еще очень много попыток посмотреть на себя глазами другого человека, чтобы лучше понять себя, у более младших ничего подобного не было. Им казалось, что они себя отлично понимают. Очень сильно выражено в текстах чувство потери себя прежнего, но нет определенности в понимании себя настоящего, а потому авторы предаются ностальгическим воспоминаниям об утраченном детстве. Многие книги посвящены тому, как они росли, о чем хотят писать подробно, шаг за шагом, о тех местах, которые оставили след в их жизни (время и место), о тех людях, которые на них повлияли.

Зачем наши авторы пишут тексты в «Книжьей Норе»?

Чтобы о них узнали, чтобы попробовать что-то сочинить, чтобы поделиться, пусть в скрытом виде, почему тебе сложно жить, а иногда и помочь другим, своим ровесникам: «Мне бы хотелось создать книгу, в которой будут подниматься именно проблемы юношества, даваться ответы на волнующие вопросы: о самореализации, любви к себе, о взаимоотношениях с другими людьми. Задумка стара как мир, но “книги разные нужны, книги разные важны”, потому есть желание создать что-то свое с целью помочь, подбодрить, успокоить других мальчиков и девочек».

Олимпиада «Книжья Нора» не столько о самих книгах, сколько о жизни, проблемах, самореализации и об общении с себе подобными, любителям книги. Поэтому она нужна подросткам, но поэтому она нужна и взрослым, которые из года в год приходят в «Нору» и не хотят из нее уходить.



Новости





























































Поделиться