Родители // Колонка

Брокколи, музеи, музыкалка и другие заморочки родителей, вызывающие у детей отвращение

Социолог и научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк – о том, к чему приводит насильственное «кормление».

Брокколи, музеи, музыкалка и другие заморочки родителей, вызывающие у детей отвращение
Фото: superfoodsrx.com

Капуста брокколи, ни в чем не повинная, стала символом всего невкусного, но полезного, а потому просто необходимого детям. Что только ни предлагают любящие мамы сделать с этой капустой, чтобы заставить детей ее есть: скрывать ее вкус, подмешивая в любимые ребенком блюда, объяснять, почему есть ее необходимо, лишать сладкого за категорический отказ, отвлекать сказками и незаметно запихивать ложечку с капустой в открытый рот. Да много еще чего, лишь бы не мытьем, так катаньем, но съел.

А если не съест, то что? Заболеет, будет хуже расти, привыкнет не слушаться родителей?

На месте этой капусты часто оказываются книги из школьной программы, музыкальная школа, спортивная секция, музеи, театры, да и многое другое. Мы, любящие родители, стремимся причинить счастье своему ребенку. В чем-то это понятно, ведь мы хотим ему только хорошего, но в чем-то очень плохо, потому что в итоге очень часто появляются родительские жалобы: «Куда только его ни водили, чем только ни заставляли заниматься, а ему все неинтересно и ничего не хочется». Увы, насильственное кормление часто приводит к отвращению к самой вкусной еде. В символическом смысле, конечно.

Но еще более опасным мне кажется другой итог, когда ребенок привыкает к тому, что взрослые лучше знают, что ему надо, а потому все делают правильно.

Вот, что пишет одиннадцатиклассница в своём эссе: «Я считаю, что культура обладает великой силой. Поэтому детей, школьников с детства ведут в часто ненавистные для них музеи, картинные галереи. Там они видят порой скучные, но глубокие по своему содержанию произведения искусства, созданные нашими предками или современниками». Скучные, ненавистные, глубокие, полезные. Вот она, великая сила искусства. Девушка привыкла, что надо есть брокколи, пусть через силу, безо всякого удовольствия, даже с отвращением, но для пользы. Что она из этого искусства вынесет?

Много раз читала родительские обсуждения проблемы: ребенок терпеть не может музеи (театры, русскую классику, занятия музыкой), что делать? И большинство участниц дискуссии отвечают твердо и уверенно: «Заставлять!» А потом делятся своим опытом, который считают позитивным: «Моя дочь музыкалку ненавидела, но я ее заставила ее окончить. Как же она мне благодарна теперь, когда выросла. Говорит, и свою дочь тоже заставит в музыкалке учиться». Пусть вся эта музыка в детстве вызывает отвращение, мы же думаем о будущем, счастливом будущем своих детей. А в этом светлом будущем они оценят наши действия, став по-настоящему культурными людьми, да еще и детям эту любовь через ненависть передадут.

Я понимаю, что мои соображения очень спорные. Обычно в таких случаях следует контраргумент: «И что? На всё забить? Пусть растет как трава?»

Нет, я ничего такого не имею в виду. Давайте вернемся к капусте брокколи. Кроме этой капусты есть очень много другого: не только полезного, но и вкусного. Можно найти то, что прекрасно заменит эту капусту. Не хочет ребенок ходить в музеи – пусть знакомится с чем-то другим, пусть выберет то, что ему нравится и интересно. Главное, чтобы оно было – то, что ему или ей нравится и интересно.

Многие родители подростков твердо убеждены, что, если не приобщать подростка к высокой культуре, не заставлять его к этой культуре приобщиться, он будет исключительно «тупить в телефоне», а если не заставлять есть полезное, пусть даже невкусное, он будет питаться исключительно чипсами и прочим мусором. Не раз приходилось читать даже такие слова: «Нет ни одного подростка, который, если его оставить в покое, будет делать что-то кроме тупого сидения в телефоне». Я не знаю, откуда взялось такое недоверие к детям и особенно подросткам, откуда эта уверенность, что им ничего не интересно, а если интересно, то что-то бесполезное, а то и опасное.

Но уверена, что насильственное кормление, и злосчастной капустой, и русской классической литературой, и музеями или театрами, убивает, а не формирует интерес, причем не только к конкретному предмету кормления.

А вот возможность увидеть разное, найти свое, интересное и любимое, как раз интерес создает. Искать, предоставлять возможность выбрать, поговорить об увиденном, обсудить, почему понравилось или не понравилось – это большая родительская работа. Это гораздо сложнее, чем заставить, но и значительно продуктивнее. Мне кажется, что и подросток, который с уважением к великой культуре пишет, что путь к ней идет через ненависть и отвращение, и это нормально, больше потерял, чем приобрел стараниями любящих родителей. Потому что не понимает, а может, уже и не поймет, что искусство не только великое, но и прекрасное; что русская классическая литература не только несет в себе культурный код, а потому ее все обязаны прочитать, но может приносить удовольствие, быть интересной. А если не нравится, можно читать что-то другое, что больше нравится.

Нет ни одной капусты в мире, без которой нельзя обойтись, всегда есть равноценная замена.

Если же ребенку и подростку внушают, что замены быть не может, вот тогда и сетуют на то, что ему ничего не интересно.



Новости





























































Поделиться