Анонс // Новость

13 февраля 2021 года пройдут юбилейные Сабуровские чтения


13 февраля 2021 года пройдут юбилейные Сабуровские чтения
Иллюстрация: itpro.co.uk

13 февраля 2021 года в субботу в 16 часов проводятся юбилейные Сабуровские чтения в формате интеллектуального чаепития в зуме, посвященные 75-летию со дня рождения Евгения Федоровича Сабурова.

Евгений Федорович Сабуров – выдающийся экономист, политик, педагог, поэт и драматург, один из основоположников нормативного подушевого финансирования образования в России, разрабатывал теорию сигналов и фильтров для общественных благ, оценку инвестиций в человеческий капитал как основу гуманитарной экономики. В течение ряда лет Е. Сабуров возглавлял Институт развития образования НИУ ВШЭ, а в дальнейшем – Федеральный Институт развития образования.

В программе юбилейных чтений:

  • Приветственное слово Александра Асмолова, д.псих.наук, проф., академик РАО.

Доклады:

  • «Доверие как фактор и инструмент социально-экономического развития»
  • Александр Аузан, д.эконом.наук, проф., декан Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
  • «Доверие как основа образовательной политики»
  • Александр Адамский, к.п.н., ректор Института образовательной политики «Эврика»
  • В дискуссии примут участие: Ирина и Татьяна Абанкины, Сергей.Заир-Бек, Надежда Косарева, Татьяна Клячко, Наталья Типенко, Исак Фрумин.

Подключиться к конференции Zoom
Идентификатор конференции: 972 7079 9050
Код доступа: 392694

К юбилею Евгения Сабурова

Научные разработки и книги Евгения Федоровича Сабурова пронизаны его образным мышлением, умением сочетать на теоретическом уровне стройность математических построений с гуманитарностью образования как частного и общественного блага. Попытка экономической интерпретации феномена образования, которой Сабуров посвятил более 20 лет, основывалась на идеях, выдвинутых М. Фридманом еще в середине 50-х годов ХХ века, а также на теории человеческого капитала, сформированной примерно в то же время усилиями Г. Беккера, Т. Шульца, С. Кузнеца и других экономистов. Опорными точками для Сабурова в его размышлениях об образовании были такие понятия как благо, польза, лишения, сигналы, фильтры… Он писал про образование как пристрастие, про образование как наследство, пытаясь соединить человеческий капитал и школу.

Е. Сабурова волновал вопрос, как сделать теорию человеческого капитала чувствительной к качеству образования. Обобщенным показателем запасов общего человеческого капитала, которыми располагает та или иная экономика, принято считать среднее число накопленных лет образования. Однако этот показатель оказывается нечувствительным к качеству образования и не позволяет, например, учитывать современные тенденции к сокращению сроков профессионального образования за счет его интенсификации и использования современных образовательных технологий. Стремление к расщеплению профессионального образования на уровни отражает реакцию на современные вызовы экономики – короткие программы и высокий темп обновления в рамках концепции непрерывного образования создает условия для гибкого реагирования на сигналы рынка. Однако формально при расчете накопленных лет образования такое расщепление может приводить к заниженной оценке запасов человеческого капитала. Более того, моральное устаревание полученного образования тоже не полностью встраивается в оценки человеческого капитала. Именно поэтому Евгений Федорович не оставлял попыток концептуального развития теории человеческого капитала с учетом современных представлений об образовании на этапе перехода от ЗУНовской парадигмы (знания, умения, навыки) к компетентностной парадигме.

Еще одно направление совершенствования теории человеческого капитала, которое обсуждал Евгений Федорович, связано с модификацией, так называемого «начального нулевого наделения».

Легко согласиться с мыслью, что все люди разные, причем уже до рождения, но совсем непросто построить теорию распределения начального капитала, предусматривающую разный темп накопления этого капитала в зависимости от стартовых возможностей и от приобретаемых способностей, в первую очередь, от способности учиться. Метафора ученика как «пустого сосуда», который учитель наполняет в процессе обучения, была использована Яном Коменским при построении его Дидактики в середине XYII века. На этой метафоре Ян Коменский основывал свои методы, которые позволили разработать классно-урочную систему в школе и гарантировать результат обучения. Принципы организации школы, заложенные Яном Коменским более 360 лет назад, действуют и сейчас. Так что метафора «пустого сосуда, заполняемого в процессе обучения» оказалась вполне плодотворной. Евгений Федорович, продолжая метафору Коменского, называл пустой сосуд мешком. Но он прекрасно понимал несовместимость таких представлений с современными вызовами, его научный поиск как экономиста был направлен именно на достраивание теории человеческого капитала, причем достраивание базовых принципов, разработку математических моделей, которые бы позволяли учитывать и качество образования, и разность стартовых условий, и принципы капитализации дохода от образования в будущем.

Либеральные концепции в финансировании образования, которые отстаивал Е. Сабуров, были связаны с так называемым нормативным подушевым финансированием, с развитием идей, заложенных Милтоном Фридманом. Сущность замысла заключалось во введении в нерыночную систему образования некоторого рыночного инструмента, позволяющего сочетать преимущества рыночной организации с государственными гарантиями финансирования. В первую очередь, имелось в виду создание механизма конкуренции учебных заведений за учеников, нацеленность на индивидуальные потребности и особенности обучающихся, повышение возможностей выбора в образовании. Предполагалось, что рыночные инструменты позволят также повысить эффективность бюджетных расходов на образование. В качестве условий оговаривалось, что учебные заведения получат существенно большую, чем ранее, свободу в расходовании поступающих бюджетных средств, особенно в части оплаты труда эффективно работающих преподавателей, что будет обеспечено ростом автономии. Оплата труда в этом случае строится на стимулирующих принципах и ориентирована на увязку размеров оплаты труда с качеством (payment for quality) и результативностью (performance-related a pay). Все это должно было работать, в конечном итоге, на рост качества образования.

Будучи либералом, Е. Сабуров прекрасно понимал великий принцип либеральной несправедливости: богатство приносит доход. Но в образовании он также абсолютно точно понимал, что живое дело учителя – это не его предмет, а его ученики. Именно поэтому Сабуров сумел убедить и законодательно закрепить в финансировании образования принцип «Деньги следуют за учащимися». Не важно, что на его внедрение ушло почти 20 лет, важно, что в законе «Об образовании» 1992 года были институционализированы прозрачные механизмы финансирования образования, которые позволяют перемещать ресурсы вслед за учащимися. Это закрепление справедливости в распределении ресурсов в образовании, не затягивание образования в прокрустово ложе бюджетной отрасли, а экономическая интерпретация свободы в образовании. Именно эти принципы финансирования дают каждому не только право на образование, но и право на развитие, право на мобильность по любому из векторов: в социальной, в культурной, в интеллектуальной, в профессиональной, в этической, в психологической и в любой другой сферах.

Начиная с последней трети ХХ века, «формульное финансирование» учебных заведений в зависимости от числа обучающихся по разным программам широко вводилось в разных странах – как в развитых, так в развивающихся. В России этот принцип и называется нормативным подушевым финансированием.

Основным условием поддержания конкурентности через механизм нормативного подушевого финансирования является то, что доля бюджета, которая определяется по формулам с учетом числа обучающихся, фактически передается учебному заведению в виде блокового гранта иди субсидии, и учебное заведение само распоряжается этой частью своего бюджета. Такой принцип финансирования создает финансовые стимулы для набора обучающихся и предоставляет семьям и самим ученикам возможность выбора. Эксперты сходятся во мнении о необходимости дерегуляции институционального менеджмента, несмотря на то, что ужесточается целевой контроль со стороны государства путем оценки достижений, т.е. акцент фактически переносится на новые формы государственно-общественного управления и усиление ответственности перед учредителями. Современные финансовые механизмы, которые сегодня апробируются в образовании практически во всех странах, основаны на комбинации различных подходов, таких как формульное финансирование, бюджетирование, ориентированное на результат, программное и стимулирующее финансирование. Однако в условиях финансово-экономического кризиса упор делается на достижение более высоких результатов при заданных параметрах государственных расходов. Пока неизвестно, насколько защищенными в новых условиях окажутся доступность, качество и результативность работы учебных заведений и станет ли более эффективной их предпринимательская деятельность. Это относится к основным рискам новой системы, но, как утверждал Евгений Федорович Сабуров, управление рисками – составная часть современного менеджмента и речь идет о балансе ответственности. Если основные игроки (стейкхолдеры) ведут себя честно и используют прозрачные механизмы, то баланс теоретически может быть достигнут.

Разработки, размышления, проверки гипотез и расчеты Евгения Федоровича Сабурова остались в его книгах, статьях, стенограммах выступлений, но, главное, – в его учениках, которым он успел привить вкус к теоретическому познанию, азарт к проверке гипотез, а значит и любовь к свободе, которая, как он сам писал в книге «Школа и свобода», имеет с любовью к образованию одну природу – это любовь к развитию.

Ирина Абанкина,
Татьяна Абанкина


Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.



Новости





























































Поделиться