По мнению научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского, новое образование должно строиться на основе ФГОС 4.0, проект которого активно обсуждался в педагогическом сообществе в течение прошлого года.
Один из ключевых принципов образования будущего – преадаптивность, то есть способность человека действовать в новой неизвестной ситуации. Формирование этого качества необходимо в эпоху быстрых изменений.
Кроме того, новое образование невозможно без цифровизации, которая в последнее время вызывает активное неприятие со стороны части родительского сообщества. Но при этом надо понимать, что цифровизация неизбежна, и сопротивляться ей бесполезно, и здесь важно обеспечить безопасность и суверенитет ребенка в виртуальном пространстве, культуру поведения в нем.
Нельзя забывать и о том, что современное образование – это открытая система, которая интегрирует основное и дополнительное образование, используя весь спектр городских ресурсов. Такое образование не ограничивается рамками класса и общением со сверстниками – оно предполагает межвозрастное взаимодействие, расшколивание и новые виды деятельности.
В своем выступлении генеральный директор АНО ДПО «Открытый институт “Развивающее образование”» Алексей Воронцов сделал акцент на развитии учебной самостоятельности в проектной деятельности, опираясь на опыт развивающего обучения.
Основные характеристики учебной самостоятельности, сформулированные на предыдущих семинарах – это умение ученика проявлять инициативу и нести ответственность за свой выбор, принимая решения. То есть теперь не педагог диктует ученику, что ему надо делать, а он сам ставит перед собой разные виды учебных задач для достижения своих целей.
«В рамках традиционных методик, когда учитель отбирает материал, ставит цели и контролирует результаты, сформировать учебную самостоятельность не удастся», – убежден Алексей Воронцов. Важным условием воспитания этого качества является развивающее обучение, направленное на учебно-поисковые действия детей и формирование у них способности к самооценке.
Что касается проектной деятельности, то в начальной школе она имеет свои особенности, реализуясь не только через специальные образовательные модули (для этого следует изменить расписание, увеличив количество часов на различные виды практик на уроках и после них), но и через участие детей в проектах вместе со взрослыми: учителями, родителями, старшеклассниками, и не только в стенах школы¸ но и за ее пределами.
Своеобразным мостиком к учебной самостоятельности и персональному учебному плану является методика под названием «Перевернутый класс». Но если в основной и старшей школе она предполагает изучение подростками нового материала дома с последующим его обсуждением в классе, то в начальных классах весь процесс происходит в классе, в библиотеке, в пространстве дополнительного образования, но обязательно в сопровождении учителя или тьютора, которые помогают ребенку сделать первые шаги на пути к самостоятельности.
Если проектная деятельность организована правильно, она обеспечит достижение всех результатов, прописанных в действующих ФГОС – предметных, метапредметных и личностных.
В то же время, как подчеркнул Алексей Воронцов, рассматривать формирование учебной самостоятельности в начальной школе в отрыве от основной и старшей бессмысленно, поскольку это процесс, который продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе.