Вплоть до последних нескольких лет типичный выпускник средней школы был уверен по крайней мере в нескольких вещах. Во-первых, ему говорили, что получение ученой степени стоит того. Его также заверили, что он сможет добиться успеха в карьере независимо от того, какую область выберет в качестве основной.
Но с недавнего времени проторенная миллениалами и даже поколением Z дорожка – школа, вуз, работа – постепенно начинает вилять в разные стороны. Уже сейчас многие дети поколения альфа не ходят в обычную школу, а переходят на семейное и частично онлайн-образование. Эти новые дети не боятся учиться вне школьной программы, скорее, наоборот, они рады, что у них остается много времени на получение качественного образования.
Пойдут ли эти дети в обычный вуз и как выглядит современное высшее образование, рассказал Владимир Виткин, заместитель начальника департамента открытого образования ИТМО, ответственный исполнитель разработки государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда".
«Поколение альфа» – кто они?
Термин «поколение альфа» был введен австралийским социологом Марком МакКриндлом, он охватывает когорту детей, родившихся между 2010 и 2025 годами.
Проще говоря, альфы – внуки поколения X (родившиеся в 1965–1979), дети поколения Y (1980–1994 годов рождения, известные как «миллениалы»), а также младшие братья и сестры поколения Z (1995–2009 гг.). Это первое поколение, родившееся в XXI веке, поэтому его название неслучайно и отражает образ новой эпохи.
Широкомасштабное исследование, проведенное Beano Studios, обнаружило, что 59% опрошенных альфа считают, что решение климатической чрезвычайной ситуации является главным приоритетом после коронавируса, но 82% не готовы доверять правительству в этом вопросе.
Альфы не просто берут на себя ответственность за исправление ошибок взрослых, а решают идти совершенно другим путем. Вместо этого они используют свои социальные сети, чтобы агитировать за статус-кво, учить друг друга и организовывать протесты.
48% опрошенных детей заявили, что, по их мнению, они лучше справляются с расизмом, например, чем их родители, учителя и политики.
При этом они достаточно семейны и хотят поддерживать близкие отношения с родственниками. В то время как поколение X и Z мечтали поскорее вырасти и наконец отделиться от родительского гнезда, 75% представителей поколения альфа сообщили, что чувствуют себя близкими со своими семьями, регулярно прислушиваются к советам родителей и, по словам 62%, хотели бы проводить больше времени вместе.
Джо Неллис, профессор мировой экономики в Cranfield School of Management, говорит, что альфа созданы для цифровых технологий, как будто пятый элемент природы. Глядя на их университетские и последующие годы, он считает, что альфы «будут самым богатым, наиболее высокообразованным и самым динамичным поколением, которое когда-либо видело человеческое общество».
Как их учить?
По слова Джо Неллиса, эти дети захотят и потребуют от образования гораздо большего, чем мы когда-либо получали. Им понадобится больше специализированных знаний и не будет настолько интересно широкое образование, это те дети, которые захотят углубиться в темы. Они жаждут исследовать и бросать вызов. Квалификация уровня магистра станет нормой, поскольку студенты не будут так быстро выходить на рынок труда, пока не достигнут высокого уровня знаний и опыта.
Поколению альфа больше всего необходима гибкость.
Уже сейчас мы видим, что главная проблема современных учебных заведений, начиная со школ, – это убедить поколение альфа и их родителей в необходимости вообще посещать физический класс. Они не собираются сидеть за столом по восемь часов в день, они многозадачны и могут превратить сложное и запутанное в простые и понятные процессы.
Эту способность обрабатывать большие объемы данных, не зацикливаться на деталях и отсеивать и фильтровать только то, что важно, можно считать фундаментальным качеством подрастающего поколения.
Альфы любят и жаждут учиться, но готово ли современное образование к тому, чтобы заинтересовать и вдохновить их?
Современная структура высшего образования
Еще десять лет назад современный вуз представлял собой особое пространство для избранных, в котором есть ограниченное количество мест в аудитории, определенный порог входа, а для того чтобы стать частью этого сообщества, необходимо было изменить свою географию. Например, если живешь в регионе и хочешь попасть в московский университет, тебе нужно подумать о переезде.
Сегодня высшее образование стоит на пороге расширения и открытости. Цифровизация образования, к которой сейчас идут многие высшие учебные заведения, снимает большое количество вопросов, например: нет смысла ограничивать группы по количеству слушателей, на лекциях можно присутствовать виртуально, физически находясь где угодно, у преподавателей освобождается большое количество времени, которое они могут потратить на более глубокое выстраивание учебного плана и индивидуальный подход к студентам.
Как выглядит идеальная образовательная среда для альф?
Конечно, изменение фундаментального процесса образования требует времени, тонкости и персональной настройки под разных учеников. Хорошим решением для всех может стать гибридное или смешанное обучение, которое сочетает в себе очное и удаленное обучение для большей гибкости. Один из примеров таких смешанных моделей – «перевернутый класс», когда классное время посвящается обзору и обсуждению тех работ, которые дети выполняли самостоятельно дома. Также общая цифровизация образования тоже меняет подход к обучению и снимает ограничения – аудитория становится бесконечной и доступной откуда и когда угодно, а у самих студентов появляется больше возможностей самим управлять образовательным процессом.
Созданная еще до пандемии государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС) помогает создать такую атмосферу для обучения. ГИС СЦОС представляет собой единую витрину сервисов российского высшего образования с дополнительными свойствами. Это значит, что в сервисе можно не только получить всю информацию об обучающем курсе (лицензия, содержание программы, информация о преподавателях и даже формируемые компетенции), но и подключиться к передовым программам элитных вузов. Тут реализованы еще две очень важные кросс-информационные функции:
- Информационное портфолио. Ресурсы и сервисы ГИС СЦОС хранят и синхронизируют с информационными системами ФРДО (Федеральный реестр сведений документов об образовании и квалификации) и ГИА и приема (Государственной итоговой аттестации и приема) всю информацию об успехах студента. Результаты олимпиад, публикации, дипломы и сертификаты будут видны работодателю при предоставлении ему доступа.
- Возможность включения результатов курсов, размещенных на портале, в программу вуза. Через личный кабинет в ГИС СЦОС студент может подать заявку на перезачет или увидеть список вузов, где данный курс уже является перезачитываемым. А вуз, со своей стороны, может одобрять эти заявки и включать подходящие программы в свой список перезачитываемых.
Глобальная пандемия подтолкнула нас к важнейшему шагу и подорвала устои организации рабочего и учебного пространства в обществе, заставив мировые институты искать новые решения и импровизировать. Гибридная система обучения, онлайн-образование и удаленная работа – это то, что меняет нашу повседневную жизнь и открывает нам новые возможности.