Вы когда-нибудь задумывались, что собой представляет профессия учителя? Самое первое, что приходит в голову, – как педагог каждый день с сентября по май выходит перед детьми и дает какую-то информацию по предмету. Только вот для хорошего учителя этого недостаточно.
Успешному учителю необходимо быть щедрым.
Щедрым не только на передачу знаний, но и на свое время, которое дарится вроде бы чужим, но тем не менее своим детям, щедрым на эмоции, щедрым на идеи для создания новых видов и форм обучения, чтобы преподаваемый предмет не отставал от современного развития экономики и общества.
Залогом успеха учителя является еще и команда, в которой он работает, ведь идеи не рождаются из ниоткуда, они витают в атмосфере школы, рождаются в разговорах с коллегами, черпаются из опыта других организаций. Поэтому очень важно иметь возможность учиться самому и активно делиться своими наработками, чтобы уже имеющиеся успехи рождали новые.
Часто вся учительская деятельность кажется обыденной, неинтересной, очевидной, ведь у каждого под рукой одинаковые учебники и похожие методические рекомендации, но для кого-то опыт коллег может стать проводником в мир новых знаний.
Особенно интересны практики других регионов страны, где порой сильно отличаются как менталитет, так и социально-экономические условия работы.
Наша школа старается развивать сотрудничество со школами из разных уголков России, чтобы обогащать свой багаж знаний и опыта. Сегодня каждый регион формирует свое учительское сообщество, которое развивает уникальные методические «фишки». И хотя в современном информационном пространстве можно легко и быстро получать доступ к любой информации (есть интернет, и всегда можно поговорить с единомышленниками в зуме или скайпе), все-таки ничто не заменит живого общения. Оно способствует раскрытию всех граней преподавания, расширению плодотворных форм сотрудничества и совместной реализации образовательных проектов.
Недавно мы ездили в Чеченскую Республику, в город Грозный, на конференцию «Межпредметный подход в образовании в условиях современного мира». Первое, что кажется самым очевидным по результатам поездки в Чечню, – это наш опыт проведения уроков для новых детей и коллег, что всегда заставляет по-другому посмотреть на то, что мы делаем сами, и увидеть, как выстраивают образовательный процесс другие.
Мы узнали об особенностях организации учебного пространства, наполняемости классов, о влиянии национальных и религиозных традиций на школьную жизнь. Например, нам рассказали, что по пятницам очень сложно удержать мальчиков-старшеклассников в школе, потому что они уходят в этот день в мечеть.
Кроме того, каждый из нас пополнил свою копилку материалами, которыми мы делились в процессе совместной работы. Общая тема нашей деятельности позволила применить необычные форматы и реализовать идеи метапредметного подхода в рамках обычного урока, что становится все более актуальным для каждого учителя. Мы придумали необычный урок о походах по России, где объединили географию, обществознание, математику и финансовую грамотность. Дети должны были определить лучшие качества каждого участника команды, которые идут в поход, смотрели видеофрагменты о зимнем походе на Кольский полуостров, пешем походе на Камчатку и водном походе по горным рекам Алтая, рассчитывали расстояние от Грозного до трех локаций по карте, а затем «собирали рюкзаки» с учетом имеющегося бюджета. Получился очень динамичный урок!
Сотрудничество школ из разных городов сближает не только учителей, но и детей.
Они начинают больше интересоваться жизнью своей школы и мероприятиями, которые проводят другие образовательные учреждения, по возможности приезжают в другие города, знакомятся, ходят на уроки, учатся налаживать дружеские связи, которые так важны в любые времена.
В итоге поездки для обмена педагогическим опытом решают одновременно несколько насущных вопросов: учителя и ученики получают новое поле для общения, за проведенными уроками стоит большой массив новых идей, а региональная система образования становится менее замкнутой, обогащаясь новыми практиками.
Дарья Уварова,
учитель истории и обществознания московской школы № 1679
Иван Чернышёв,
учитель географии московской школы № 1679
Анна Морозова,
учитель экономики и математики московской школы № 1679