Компании всерьез начинают думать о том, чтобы подбирать себе сотрудников со школьной скамьи, чуть ли не с детского сада... Мы решили поговорить об этом с Евгенией Лапиной, вице-президентом московского отделения крупнейшего международного института по управлению проектами PMI, директором проектного офиса М.Видео, «Эльдорадо».
– Сейчас есть много различных профориентационных тестов, оценок. В школе, особенно в старшей школе, можно понять, к чему склонен ребенок, где какие таланты есть и можно ли их развивать.
Я общаюсь со многими крупными компаниями, особенно IT, и сейчас есть острая нехватка трудовых ресурсов. Фактически после институтов и даже после курсов все люди разобраны. Даже после курсов разбирают специалистов.
– Какими должны быть сегодня специалисты? Какие требования предъявляют современные работодатели?
– Я вижу следующий тренд: хард-скилы у кандидатов есть – как сделать презентацию, как что-то организовать. На первый план выходят софт-скилы, потому что их явно не хватает. Хорошим примером в этом плане является школа ONE! International School, так как больший акцент там делается на развитие софт-скилов.
Если ты 20 лет в профессии, то ты как-то чему-то научился. А софт-скилы требуют изменения личности, изменения мышления. То, чему сегодня учат в школе, – это в основном софт-скилы: как общаться, как формировать команду, как себя вести, а также понимание, в каком направлении дети хотят развиваться. Не просто идти по какой-то траектории, а пробовать разное и находить свое.
– Есть ли сегодня запрос работодателей на некую универсальность?
– Я думаю, что в подростковом возрасте дети еще не знают, чего они хотят. А когда ты не знаешь, тебе нужно пробовать. И здесь я бы больше говорила об универсальности, чтобы была возможность попробовать разное. Тогда в какой-то момент ребенок найдет для себя что-то полезное. Школа – это площадка для развития. Важно давать возможности.
– Школа сегодня дает большие знания в разных направлениях. Нужно ли двигаться после школы дальше? Имеет ли сегодня высшее образование такой же смысл, какой имело раньше? Или приоритеты меняются?
– Я, конечно, за высшее образование. Но и за немного другие стандарты.
Я сама училась в университете управления. Там были какие-то базовые вещи, которые мне помогли. Но было и много того, что не помогло, а отбило желание. Институт не научил, а, наоборот, какие-то блоки поставил.
Поэтому я за образование правильное: за свободу, гибкость, выбор. За lifelong learning. За постоянное развитие, обучение. Мир развивается каждый день – запускаются ракеты, и с невероятной скоростью появляются новые бизнес-проекты.
– А что современным школьникам нужно делать уже сейчас, чтобы быть заметными для работодателей в будущем?
– Наверное, интересно было бы пробовать какие-то практические вещи с работодателем.
У нас, например, когда я работала в М.Видео, были такие дни, когда родители приходили с детьми на работу и им рассказывали, как что устроено в компании, какие есть позиции, роли. Мы с сыном ходили и смотрели, кто что делает.
А еще можно к каким-то маленьким работам привлекать школьников. Например, сделать презентацию. Это может быть а-ля стажировка, но дети почувствуют, что сделали это для конкретной компании, попробовали свои силы, заработали деньги. Это ценно. И компания тоже будет смотреть, с кем можно продолжить взаимодействие.
Беседовала Ольга Кривц