ИнтерВести // Интервью

«Научить ребёнка позитивному отношению к миру, к другим людям и к самому себе – главная задача дошкольного образования»


«Научить ребёнка позитивному отношению к миру, к другим людям и к самому себе – главная задача дошкольного образования»
Скриншот экрана

В первый день зимы началось Международное образовательное онлайн-путешествие по детским садам Европы и Азии, которое проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика». Участников ждут три дня погружения в инновационные практики дошкольного образования, знакомство и общение с коллегами из других стран и море впечатлений. Первый день стажировки прошёл в сингапурском детском саду Creative Preschoolers Bay. Участники события увидели, как там всё устроено и задали вопросы директору – Бенг Луан Тан, а мы поговорили с ней в завершении дня.


– Бенг, прежде всего спасибо за невероятно интересную экскурсию, можно сказать, «День открытых дверей», который вы устроили для нас. А скажите, пожалуйста, проводятся ли у вас так называемые «открытые занятия» для каких-то проверяющих административных комиссий?

– Да, такое понятие, как «открытые занятия», у нас есть, но они проводятся не для того, чтобы кого-то оценить, а чтобы дать возможность другим педагогам набраться опыта, чему-то поучиться, что-то изменить в своём подходе. Также довольно часто на занятия приходят учителя начальных классов, чтобы посмотреть, как ребята себя чувствуют на занятии, активничают или не активничают. Это помогает им продумать и выстроить дальнейшую работу с детьми уже в начальной школе. То есть открытые занятия есть, но их цель в том, чтобы помочь другим педагогам.

В России бабушки и дедушки играют не последнюю роль в воспитании детей, а как у вас с этим?

– Ещё 2030 лет назад это было распространено повсеместно, а сейчас молодые пары стараются скорее завести семью, съехать от родителей и жить самостоятельно. Поэтому бабушки и дедушки, если и участвуют в воспитании внуков, то не так активно, как раньше. Но сейчас довольно много семей, которые эмигрируют в Сингапур, например, из Китая. И вот у них эта традиционность чётко прослеживается. Бабушки и дедушки часто вместо родителей приводят детей в детский сад и разговаривают с педагогами о каких-то проблемах, задают вопросы, советуются.

– Существует ли в Сингапуре проблема очередей в детский сад?

– Вообще сады работают по лицензии, которую выдаёт государство. Каждый сад может принять определённое количество детей. Это высчитывается из общих площадей – игровых, административных и так далее. Поэтому сады физически не могут принять детей больше, чем им позволено.

– То есть какой-то процент детей ждут своей очереди?

– Да, система очередей существует. Когда действительно очень много ребят и очень мало садов, этого не избежать. Но на данный момент, если поделить Сингапур на две части – восточную и западную, – то в западной части нет особых очередей, потому что само население чуть старше и не так много маленьких детей. А вот в восточной части, напротив, население намного моложе, поэтому детских садов не хватает.

– Сегодня аналоговой игрушке приходится конкурировать с электронной и различными гаджетами. Мы обратили внимание, что сингапурские дети с удовольствием играют со всевозможными коробками, бытовыми предметами, природным и иногда даже бросовым материалом. Это отсутствие выбора или мастерство педагогов?

– В первую очередь это, конечно, задача педагогическая, которая стоит перед учителями и перед руководством. Я, например, считаю, что дети в первую очередь учатся через пять органов чувств, которые и развиваются, собственно, первыми. Это самый естественный процесс развития. Мы не говорим о том, что у нас в саду совсем нет никаких технологий. Конечно, они есть, потому что мы все живём в современном мире, но мы не поддерживаем инициативу обращаться к ним как к первому и единственному источнику информации, или помощи, или к чему-то ещё. Допустим, ребёнок хочет каким-то образом запомнить или зафиксировать свою постройку из лего. Первое, что предлагает учитель ему или его команде – понаблюдать и зарисовать её; поработать с цветами, с формами и так далее. Это длительный процесс, он займёт какое-то время, но будет развивать определённые навыки. Здесь же и эстетическое развитие, и мелкая моторика. Но важно понимать, что через какое-то время это действие уже будет слишком привычным и однажды надоест. В этом случае учитель может сказать: «А знаешь, у меня есть телефон, давай не будем рисовать, а сделаем фото». Всё это зависит от того, интересно ли ребёнку заниматься теми или иными видами деятельности, или уже надоело и не несёт в себе никакой образовательной цели.

И тут мы должны постоянно задавать сами себе вопрос, что для нас важнее – быстрая технология, которая поможет нам мгновенно достигнуть этого результата, или процесс, который мы проходим, пока этому всему учимся.

– Опираетесь ли вы в своей работе на какие-то принципы советских или российских методологов, психологов? Выготского, Леонтьева, Рубинштейна?

– Да, конечно, мы обращаемся к каким-то отдельным принципам известных специалистов, в частности к Выготскому. Каким образом ребёнок учится – через игру или через какую-то другую деятельность, как прогрессируют различные этапы его обучения; каким образом необходимо проводить наблюдения за ребёнком, в том числе для фиксации его образовательных результатов, его успешности; как мы можем соединить и сопоставить уже полученный им опыт с приобретением новых навыков и знаний. Вот в таких вещах мы, конечно, опираемся на труды известных людей.

– В чём главная задача дошкольного образования?

– На мой взгляд, основная задача и одновременно основная проблема для нас – фокусироваться на общем благополучном развитии ребёнка.

Потому что зачастую мы в детском саду очень большое внимание уделяем его академическому развитию, занятиям и так далее, но при этом почему-то мы забываем про характер, про выстраивание целей…

На мой взгляд, знания и навыки в любом случае появятся. Они могут прийти чуть-чуть позже, но позитивное мышление, позитивное отношение ребёнка к миру, к другим людям, к самому себе – это то, чему мы в первую очередь должны ребёнка научить.



Новости





























































Поделиться