Городское образование // Статья

Драма в педагогике: как получать удовольствие от процесса обучения

  • 29 ноября 2021

Драма в педагогике: как получать удовольствие от процесса обучения

Театральная педагогика или драмапедагогика, как принято её называть в западной системе образования, стала одним из инструментов учителей московской школы № 2065 и помогает педагогам заниматься со школьниками креативно. Подробнее об этом – учитель риторики Руслан Лазутин.

Что такое драмапедагогика?

Когда на уроке разыгрывается «Колобок» или ставится театр «Карабаса-Барабаса», а за идеями стоит учитель – это театральная педагогика? Конечно, нет. Но если постановка – это совместный проект детей и взрослых, где у первых есть преимущественные авторские права – то да, это театральная педагогика. Если театральные методы используют на уроках иностранного языка, когда ученики, придумывают диалоги, истории со словами из упражнения – это тоже драмапедагогика. Метод достаточно универсальный, его вообще можно применять на любом уроке, даже на физике и математике, так как это:

  • обучение через действие и проживание;
  • решение проблем и задач в классе;
  • освобождение спрятанного смысла через самопознание.
Драмапедагогика помогает и ученикам, и учителям, ка это ни странно звучит, получать удовольствие от процесса обучения, а еще стимулирует креативность.

Школьники учатся самовыражаться, пропускают знания через себя, не заучивая их наизусть, а впитывая через полноту чувства и осмысления. Популяризатор театральной педагогики, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета Александра Никитина советует учителям, которые хотят использовать такой метод начать с того, что вместо слова «нет» говорить: «да, давай попробуем», «давай посмотрим, что из этого получится», а еще, что немаловажно, учиться слушать и слышать своих учеников.

На уроке физики в 8 классе на интерактивной доске море, волны с шумом набегают друг на друга, кричат чайки. Над столом учителя переплетённые канаты-снасти. Педагог рассказывает ученикам-команде, что их корабль в открытом море сбился с курса. На борту два купца из Китая, которые знают о новом китайском изобретении – компасе. С их помощью класс пытается создать этот прибор. Для этого используются глиняные плошки с водой, пробки, серебряные ложечки. Это метод драмапедагогики помог ученикам узнать о магнитном поле, компасе, погрузиться в атмосферу морского путешествия и самим с помощью воды, пробки и сосуда создать нехитрый прибор.

Вся жизнь – театр. Где учат креативности?

В Европе и Америке «drama in education» очень популярна. В школах и университетах есть drama teachers, которые обучают этому искусству других педагогов. В Германии, Ирландии и Великобритании создана даже Ассоциация драмапедагогов. В России этот метод активно развивался еще в начале XX века, потом интерес к нему угас, сейчас педагоги снова к нему присматриваются – читают статьи, перенимают опыт зарубежных коллег, постепенно вводя элементы в свои уроки. Получить глубокие знания в этой области можно в Московском городском педагогическом университете, где открыта двухгодичная программа «Театральная педагогика и режиссура образовательного пространства», после которой, по словам Александры Никитиной, «одни выпускники МГПУ применяют знания в школах на уроках, другие как методисты помогают учителям работать с театральными практиками, третьи - осуществляют проектную деятельность методами театральной педагогики».

Московская школа № 2065 одна из первых в столице в рамках проекта «Новый педагогический класс в московской школе» стала применять метод драмапедагогики.

Когда ученицы старших классов проводят уроки в средней школе, они используют как раз драмапедагогические методы из области телесного и интуитивного проживания. Метод «Ганса Христиана Андерсена» помогает наделять музейные, памятные, мемориальные, да и любые предметы характерами и человеческими качествами, а с помощью метода «Артура Конан Дойля», дети познают мир дедуктивно, например, нащупав в мешке предмет, стараются угадать его назначение.

Когда у школьников проходила экскурсия по музею-квартире В. И. Немировича-Данченко педагоги решили провести эксперимент. Одной группе учеников предложили перевоплотиться в любой экспонат – скатерть, комод, настенные часы – и рассказать историю дома от лица предмета. Ажурная скатерть говорила тонким голосом, а старый комод шепелявил. Через месяц обсудили поход в музей. Удивительные результаты. Ребята, которые участвовали в театральных превращениях, запомнили больше других учеников в разы – сработала образная память.

Учитель на подмостках

Каким же должен быть учитель, использующий драмапедагогику? Надо ли ему обладать актерским мастерством и уметь перевоплощаться? Конечно, на первом месте у драмапедагога умение режиссировать образовательное событие: создавать доверительную обстановку, условия для партнёрского сотрудничества, предоставлять ребенку возможность выражать свои чувства и идеи в образной, метафорической форме, и, конечно, умело выстраивать партитуру урока – завязку (проблематизацию), кульминацию (точку разрыва и обретения нового знания), развязку (рефлексию пережитого и пройденного). Конечно, важны и актёрские навыки. Учителю важно быть энергетичным, заразительным, владеть голосом, быть телесно-выразительным. Но самое главное из актёрского арсенала, что помогает учителю – это импровизационность, умение быстро реагировать на возникающую образовательную ситуацию и отвечать на реальные вызовы.

А еще – уметь слышать себя и слышать ученика, откликаться на живую жизнь и не прятаться за ритуальными формами взаимодействия.

Урок математики в начальной школе. Дети изучают счет, играя в догонялки. У каждого ребенка свой знак – цифры от 1 до 10, знаки плюс, минус и равно. Дети с «плюсом» соединяют «цифры» в пары. Если объединилась «двойка» и «тройка», к ним бежит ребенок со знаком «равно» в паре с «пятеркой». В классе – шум и веселье. Идеальное занятие по математике.

После стандартного подхода к обучение с мелом и доской, драмапедагогика для учителей и школьников, которые узнают новое через познание себя, становится глотком свежего воздуха.



Новости





























































Поделиться