Городское образование // Статья

Педагогические классы в московских школах: проект, за которым будущее


Педагогические классы в московских школах: проект, за которым будущее
Фото: ug.ru

В старших классах московских школ действует 8 различных профилей. С 2020 года в столице реализуется проект «Новый педагогический класс в московской школе». В нем принимают участие 47 школ, более 2 тысяч учеников, 5 вузов, другие организации в сфере образования. Программы этих классов предполагают, помимо школьных, изучение курсов по выбору (психология общения, риторика, социальное проектирование), приобретение опыта профессиональных проб в социальной сфере, исследовательскую и проектную деятельность.

«Школьники, обучающиеся в педагогических классах, развивают навыки эффективной коммуникации, социального проектирования и взаимодействия с различными городскими организациями социальной сферы. Стать участником проекта может каждый ученик, планирующий свою карьеру в системе образования, интересующийся педагогической или социально ориентированной деятельностью», – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.


«Наша задача – не подготовить специалистов, а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере»

В школе № 2087 «Открытие» наряду с инженерным, кадетским классами и медиаклассом действуют два педагогических класса – 10 и 11-й.Первый набор был произведен в прошлом году.

«Главным критерием отбора стали образовательные результаты ребят за 5-9 классы – и не только баллы ОГЭ, но и достижения в проектной, исследовательской деятельности, которая является ведущей в профильных, в том числе в педагогических классах», – рассказала директор школы № 2087 «Открытие» Александра Воронова.

По ее словам, желающих поступить в педагогический класс было много: самоопределению старшеклассников способствовало участие в проекте «Субботы московского школьника» https://events.educom.ru/, который дает подросткам возможность попробовать себя в разных направлениях. Тех, кто заинтересовался, например, психологией, привлекло то, что в программу педкласса включена эта дисциплина. Ее преподает действующий педагог-психолог Елена Логунова.

«Вообще, программа профильных, в том числе педагогических классов у нас строится очень гибко, – говорит Александра Воронова. – Несмотря на то, что в педклассах предусмотрено углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, мы всегда идем навстречу запросам наших учеников и родителей и вводим элективные курсы по тем предметам, которые ими востребованы. Например, в следующем году планируем ввести элективные курсы по биологии, так как некоторые учащиеся собираются поступать на специальности логопеда или дефектолога, где биология – одна из ведущих дисциплин. У ребят всегда есть возможность перейти из одного профильного класса в другой, главное, чтобы они нашли свое истинное призвание и занимались тем, что им действительно нравится».

Кроме того, большое внимание в профильных классах уделяется внеурочной деятельности, участию в школьных и городских мероприятиях и, конечно, предпрофессиональным пробам.

В прошлом году ученики педагогического класса организовали экскурсию для 4-х классов в школьном географическом музее. В этом году они совместно с ребятами из медиакласса разрабатывают сценарии, подбирают видеоматериал и музыкальное сопровождение для «Активных перемен», «Недели улыбок», интеллектуально-познавательных игр и других школьных мероприятий. А еще их часто приглашают выступить перед младшими школьниками с докладами на разные темы. Так, постепенно, у подростков формируется первый профессиональный, социальный и коммуникативный опыт, который им пригодится в будущем.

Александра Воронова убеждена, что педагогические классы будут востребованы. В следующем году в них планируется принимать не только учеников 2087-й школы, но и ребят из других школ.

«Наши усилия направлены на то, чтобы вырастить будущих коллег. Однако наша задача – не подготовить специалистов (это задача вуза), а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере. И мы хотим, чтобы это было по-настоящему», - говорит директор школы № 2087 «Открытие».

На пути к призванию

Каждый приходит в профессию своим путем: одних привлекают мода или престиж, других – возможность хорошо заработать, а для третьих – это призвание и семейная традиция.

Учитель начальных классов московской школы № 2087 «Открытие» Елена Борисовна Шалпук – как раз из тех, кто пришел в профессию по зову сердца и благодаря семейной традиции.

Свекровь, Шалпук Галина Дмитриевна, много лет проработала учителем, сейчас она на заслуженной пенсии, но с удовольствием передаёт опыт молодому поколению. Папа – Продувалов Борис Владимирович - научный сотрудник в лаборатории Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, где за годы своей работы он вырастил не одно поколение физиков-ядерщиков.

«Свой путь в образование Борис Владимирович начал в 90-е годы, – рассказывает Елена Борисовна. – Его, как и многих других родителей учеников нашего класса, пригласили выступить на классном часе и рассказать о своей профессии. Мы хвалились друг перед другом, кем работают наши родители. Мой папа рассказывал о своей профессии, о научной деятельности, о том, что принимал участие в разработках и внедрении сверхтвёрдых материалов. На классный час он принес патенты и грамоты. Детям все это было очень интересно, они слушали затаив дыхание, задавали вопросы, участвовали в дискуссии. Этот опыт надолго запомнился моему отцу. И когда из Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ) поступило предложение работать в лаборатории, где велись разработки и исследования ядерного топлива, он согласился не раздумывая. Уже много лет он совмещает научную деятельность с преподавательской, передавая подрастающему поколению свой опыт и знания».


Елена Борисовна пришла в учительскую профессию во время дипломной практики, будучи ещё студенткой 5 курса факультета «Педагогики и психологии» Московского городского педагогического университете, и осталась работать в школе – сначала детским психологом, затем, получив второе высшее образование, уже не один год трудится по специальности «учитель начальных классов».

«Профессия детского психолога очень помогает мне в работе, особенно в сложных ситуациях», – говорит она.

А теперь и ее дочь, ученица 9 класса 2087-й школы Елизавета Шалпук, перед глазами которой – пример ее мамы и ее увлеченность своим делом, задумалась о профессии педагога, благо в школе есть классы этого профиля.

Елизавета в прошлом году решила принять участие в соревновании Worldskills в номинации «Учитель начальных классов», но не прошла отборочный тур, что, впрочем, не заставило ее опустить руки. И в этом году она вновь попробовала свои силы в отборочном туре.

Выступление дочери позволило Елене Борисовне по-другому взглянуть на своего ребёнка, которая предстала перед жюри как взрослый, уверенный в себе человек, точно знающий, чего он хочет.

«Свою профессию она выбрала раз и навсегда, и для нее поступление в педагогический класс в следующем году – вопрос решенный», – убеждена Елена.

«Разве нет таких трудностей и препятствий в педагогической деятельности, от которых вам бы хотелось предостеречь свою дочь?» – спрашиваю я Елену.

«Да, конечно, трудности встречаются, но, от этого профессия не перестаёт быть увлекательной, а главное – самой любимой. Я не отговаривала своего ребёнка быть учителем, потому что, видя её темперамент, её отношение к жизни, к детям, понимаю, что это её призвание. И потом у человека есть право выбора. Но пока она не попробует войти в этот удивительный, уникальный мир под названием «Школа», не узнает все его тонкости, радости, проблемы, я не имею права ей запретить заниматься тем, чем ей нравится», – считает Елена.

Передавать опыт молодым и повышать престиж профессии

Да, для многих современных молодых педагогов школа ассоциируется с праздничной линейкой 1 сентября, где собираются нарядные дети с букетами цветов, и не все понимают, что учительский труд – это кропотливая и часто рутинная работа с самыми разными детьми, когда нельзя позволить себе сорваться, когда надо в каких-то случаях проявить характер и настойчивость или наоборот мягкость и понимание.

Елена признает, что современной школе нужны молодые специалисты, которые свободно владеют информационными технологиями, а представители старшего поколения всегда готовы выступить в роли наставников. По ее убеждению, педагогические классы – это перспективный проект, который отвечает на вызовы времени.

Не секрет, что престиж учительской профессии в последнее время упал, его повышению способствуют конкурсы педагогического мастерства и, конечно, специализированные классы.

«Испокон веков профессия учителя считалась одной из самых важных и почитаемых, но сегодня нужно возрождать культ учителя, чтобы люди не называли пренебрежительно педагога «училкой», а с уважением произносили слово «Учитель»», – говорит Елена Шалпук.

«До тех пор, пока не будет достигнуто сотрудничества между родителями, учителями и детьми, вообще никакого образовательного процесса не получится, какие бы условия не создавали в школе – от современной мебели до новейшего технического оборудования», – считает она.

В то же время авторитет учителя, по ее мнению, должен основываться на его постоянном стремлении быть интересным детям, а для этого надо все время учиться, повышать свою квалификацию, расширять свой кругозор, что позволит выйти за узкие рамки программы и учебников и показать детям, сколько открытий их ждет в этом мире.

Мы желаем Елене Борисовне Шалпук дальнейших свершений в работе, а ее дочери – успешного участия в Worldskills, поступления в педагогический класс и продолжения славной семейной династии педагогов.



Новости





























































Поделиться