Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вступился за школьника из Хорватии, которого оскорбил учитель, говорится в обобщении, подготовленном Верховным судом РФ.
Хотя инцидент произошел не в России, а в Хорватии, Верховный суд РФ включил его в обобщение решений ЕСПЧ, ведь правовые позиции Страсбургского суда распространяются на все государства, присоединившиеся к Европейской конвенции по правам человека.
Мы попросили первого зампреда комитета Госдумы по науке и высшему образованию прокомментировать это событие.
– Я проработал школьным учителем больше двух лет. Ни одного ребенка я за это время не оскорбил, и уверен, что унижать детей нельзя.
Но как должен вести себя учитель, если подросток откровенно хамит и мешает ему вести урок? Советую прочитать роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил» или посмотреть фильм по этой книге.
Скажу честно, ученики вечерней школы, где я работал, не давали мне прохода, задавая вопросы про экономику и политику.
Но был ученик, которого исключили из школы за хулиганство, и не скрою: мне приходилось выводить его из класса, поскольку вести урок в его присутствии было невозможно.
Сейчас, как известно, выгонять с уроков запрещено. Спрашивается, а что делать?
Оскорблять нельзя, бить – тем более, но в некоторых случаях приходится применять усилия для наведения порядка в классе.
Все чаще в интернете обсуждаются ситуации, в которых ученики оскорбляют педагогов. Поэтому норма должна быть симметричной.
Антон Семенович Макаренко, которого признают одним из самых выдающихся педагогов ХХ века, в своих произведениях – «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» – крайне редко, но применял физическую силу к малолетним преступникам, которых он успешно перевоспитывал и давал путевку в жизнь.
И они его по-своему уважали.
Конечно, я не призываю следовать примеру Антона Макаренко, поскольку педагогические технологии – такая сложная вещь, что они могут оказаться эффективными у одного педагога, но провальными у другого.
Но я бы подумал, как защитить современного учителя от хама-ученика.
В Госдуме обсуждался законопроект, инициированный депутатами от «Справедливой России», который предусматривает приравнивание педагогов к полицейским. Авторы документа предлагали установить повышенную ответственность за оскорбление и применение физического воздействия по отношению к педагогу.
По аналогии с тем, как это происходит сейчас, когда брошенный в сотрудника правоохранительных органов стаканчик грозит чуть ли не тюремным сроком.
Я не поддерживаю эту идею, поскольку считаю, что педагогические отношения совсем не тождественны отношениям граждан с полицией, а учитель не страж порядка.
Но думать о том, как защитить педагога от хама-ученика, тоже необходимо.
Неплохо бы российскому и Европейскому судам над этим подумать.