Экономика // Колонка

Что важнее: люди или деньги?

Уроки бюджета-2020: рост региональной дифференциации, невыполнение майских указов, неиспользованные бюджетные средства.

Что важнее: люди или деньги?
Иллюстрация: YouTube

19 октября в Госдуме обсудили отчет правительства об исполнении федерального бюджета за 2020 год.

Выступавшие на заседании министр финансов Антон Силуанов и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в целом оптимистично оценили во всех отношениях сложный 2020 год, в котором сошлись и пандемия, и падение цен на нефть, и необходимость поддержать граждан в период кризиса.

В результате расходы федерального бюджета в прошлом году составили 22,8 трлн рублей – это на 25% больше, чем в 2019 году.

Все расходы на антикризисные меры составили 4 трлн 407 млрд рублей, включая снижение налогов и другие меры поддержки бизнеса.

Благодаря социальной помощи населению уровень бедности даже снизился с 12,3% до 12,1%.

В прошлом году федеральный бюджет перечислил субъектам РФ рекордную сумму – 3 трлн 700 млрд рублей – на 1 трлн 300 млрд больше по сравнению с 2019 годом. Эти ассигнования были потрачены на борьбу с пандемией и поддержку населения.

Тем не менее задолженность в 48 регионах выросла на 419 млрд рублей, дефицит бюджета в 57 регионах составил более 700 млрд рублей.

Рост региональной дифференциации, не израсходованные до конца года средства федерального бюджета, неисполнение майских указов президента от 2012 года по зарплате работников бюджетной сферы и на этом фоне – нежелание властей использовать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) – эти и другие важнейшие проблемы оказались в центре внимания депутатов при рассмотрении отчета об исполнении бюджета за 2020 год.

Выводы из дискуссии делает первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин.


– В центре внимания Госдумы при обсуждении бюджета за 2020 год оказался вопрос о том, что важнее: люди или деньги?

Представитель «Единой России» Андрей Исаев восклицал: «Что бы мы делали без Фонда национального благосостояния, когда в 2020 году одновременно пришла и пандемия, и упали цены на нефть?»

Самое интересное, что делали бы ровно то же самое, потому что ФНБ в прошлом году не только не сократился, но и вырос. Его объем сейчас достигает 13,9 трлн рублей.

«Секрет» заключается в том, что его средства вообще не использовались для разрешения кризисной ситуации: все проблемы были решены за счет заимствования у населения и увеличения государственного долга до 5,2 трлн рублей.

Министр финансов Антон Силуанов с удовлетворением отметил, что 2020 год мы пережили хорошо. Но согласиться с этим оптимистичным утверждением я не могу.

Если считать по темпам падения экономики, то наши показатели действительно лучше мировых, и объясняется это тем, что у нас меньше помогали бизнесу, и наши локдауны были значительно короче, чем за рубежом.

Однако такая политика имеет свои последствия: избыточная смертность населения, так или иначе связанная с пандемией, в прошлом году составила 600 тысяч человек.

В настоящее время мы на втором месте в мире по удельной смертности от коронавируса.

Правда, в этом нельзя винить только правительство, отчасти виноваты и мы сами: в России уровень вакцинации – один из самых низких среди развитых стран, где привиты 70–80% населения.

У нас получили вакцину порядка 47 млн человек – это меньше трети всех жителей страны. Причем в их числе есть и те, кто купил сертификаты о вакцинации. Например, в Московской области более 2 тысяч человек купили фальшивые сертификаты, Следственный комитет возбудил дело по этим фактам. Поэтому скорее всего уровень вакцинации еще меньше, чем официально зарегистрированный.

Мне могут возразить, что прививка не спасает от болезни, но она, во-первых, уменьшает опасность заболеть, во-вторых, снижает тяжесть заболевания, в-третьих, сокращает смертность от ковида.

Например, в моей родной Омской области, как мне сообщили врачи, нет ни одного летального исхода среди вакцинированных, хотя заболевшие, увы, есть и в этой когорте.

На заседании Госдумы отмечалось, что, несмотря на принятые правительством меры, разрыв в бюджетной обеспеченности регионов серьезно увеличился: в 2016 году этот показатель составлял 2,5 раза, в 2020 году – 2,9 раза.

Напомню, что, согласно данным, озвученным на коллегии Минпросвещения, дифференциация в оплате труда учителей составляет 7 раз.

В прошлом году российское правительство экономило на своих гражданах.

Средние затраты на поддержку людей, а также малого и среднего бизнеса в России составляют примерно 4,5% ВВП, в развитых странах эта цифра почти втрое больше.

Понятно, что 2020 год не способствовал исполнению майских указов президента от 2012 года, удалось лишь несколько улучшить ситуацию с зарплатой врачей благодаря ковидным надбавкам. Указ в части оплаты педагогического труда не исполнялся как прежде, так и сейчас.

Уровень исполнения бюджета за 2020 год составляет 95,7%. Это означает, что люди недополучили около 1 трлн рублей. Причина – в крайне бюрократическом законодательстве.

Организации боятся получать бюджетные средства в конце года, опасаясь, что не успеют их вовремя израсходовать и будут наказаны за нарушения.

Например, по этой причине руководство Омского госуниверситета было вынуждено отказаться от бюджетных средств на ремонт общежития.

Бюрократическими препонами обставлено и строительство новых школ, в том числе проведение конкурсов по 44-му Федеральному закону о контрактной системе и госзакупках.

Опять приведу пример из своей Омской области: поселок Ясная Поляна, где проживает 5 тысяч человек, остро нуждается в школе. Проведены все конкурсные процедуры, но из-за недобросовестных подрядчиков школу построить не успели. В то время как военные, не ограниченные 44-м Федеральным законом, построили в том же Омске новый кадетский корпус.

В результате Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) была исполнена только на 89%, 81 объект из 237 не был введен в строй. Это прежде всего школы и детские садики.

Между тем, согласно первоначальным планам правительства, утвержденным специальным распоряжением в 2015 году, к 2020 году мы должны были перевести на односменный режим работы все начальные и старшие классы, а к 2025 году – 5–9-е классы. На эти цели предполагалось выделить 2 трлн рублей на 10 лет, график расходов был расписан на каждый год, однако реальные затраты оказались существенно меньше.

Поэтому сейчас ситуация пересмотрена, и есть новое поручение президента о ликвидации третьих смен и о строительстве школ в особо перегруженных местностях.

Итак, подведу итоги.

Сошлюсь на мнение ведущих экономистов: до тех пор, пока правительство будет откачивать средства в кубышку ФНБ даже в период кризиса, мы не сможем обеспечить темпы развития экономики на уровне развитых стран.

Это означает, что наше отставание от других стран будет нарастать. Напомню: в России 9 лет происходит стагнация экономики. Наши темпы экономического развития составляли около 1% в год, в то время как мировая экономика росла на 3,5%. Если такая ситуация продолжится, национальная безопасность страны будет поставлена под угрозу.

В условиях пандемии любое правительство вынуждено выбирать между деньгами и людьми.

Российское правительство явно выбрало деньги и намерено так же поступать и дальше.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube