Образовательная политика // Тема дня

Сергей Надсадин: Развитие детей в многоязычной среде – очень перспективная технология

  • 22 сентября 2020

Сергей Надсадин: Развитие детей в многоязычной среде – очень перспективная технология
Фото Ивана Трифонова

В рамках второго образовательного форума «Образование — энергия будущего» мэр Южно-Сахалинска подчеркнул, что система образования для города – один из приоритетов.

В прошлом году на форуме обсуждалась концепция развития системы образования города до 2030 года. По результатам общественной экспертизы концепции были выделены основные направления развития городской системы образования, обеспечивающие самореализацию и социализацию жителей города и региона в целом.

Сергей Надсадин напомнил о резолюции первого форума и задачах, которые были зафиксированы. Например, создание нормативно-правовых и финансово-экономических условий реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.

Уже начата отработка модели сетевого обучения, позволяющей решить задачу обеспечения качественного общего образования независимо от места проживания учащихся. Южно-Сахалинск обладает кадровым и технологическим потенциалом, чтобы предоставить качественное образование детям.

Существует проект «Образовательный квартал», на котором отрабатывается модель инвестирования в образовательную инфраструктуру и модель сетевого образования.

Реализация строительства планируется с привлечением средств инвесторов. Изначально образовательный квартал создается для функционирования многопрофильной образовательной организации, которая будет предоставлять образовательные услуги (школьное, дошкольное и дополнительное образование) южно-сахалинским детям очно. Вместе с тем использование дистанционных технологий дает возможность расширять границы для детей со всей Сахалинской области и из других субъектов Российской Федерации.

За счет возможности доступа к качественному образованию в «Образовательном квартале» обеспечивается повышение уровня подготовки школьников в районах области с недостаточно высоким ресурсом образования.

При этом мы отрабатывается модель, при которой средства на обучение таких детей идут по региональному нормативу финансирования в учреждения, которые фактически оказывают услуги детям.

В рамках форума запущено модельное событие, в котором принимают участие педагоги и учащиеся гимназии № 2 Южно-Сахалинска и школы № 2 города Макаров при тьюторской поддержке СахГУ. Более сотни учащихся девятых классов, дистанционно взаимодействуя с педагогами при поддержке тьюторов, реализуют принципиально иную модель организации образовательного взаимодействия.

По факту отрабатывается модель, обеспечивающая реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся, при сетевом взаимодействии образовательных организаций Сахалинской области.

Моделирование Сетевой школы – это этап, который воспринимается в качестве лабораторной работы, которая предшествует системной по созданию нормативно-правовых и финансово-экономических условий для обеспечения индивидуализации образования и резкого повышения качества и доступности образования в Южно-Сахалинске и области. Еще только в начале пути, но некоторые шаги уже сделаны.

Город стал опорной площадкой внедрения персонифицированной модели финансирования дополнительного образования детей, позволяющей насытить рынок услуг дополнительного образования разнообразными программами как бюджетных организаций, так и негосударственных организаций.

Сергей Надсадин считает важным сразу ставить перед собой задачу и отработки персонифицированной модели финансирования общего образования.

Сегодняшнее

По словам мэра, моделирование Сетевой школы – это отработка технологий цифровой трансформации образования. Кардинально меняется тип образовательного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Надсадин подчеркнул, что образованием детей должны заниматься специалисты, но все должны понимать, что профессионалы выращиваются здесь и сейчас.

Также Сергей Надсадин рассказал, что в этом году при поддержке правительства региона введены в эксплуатацию сразу несколько новых школ. С нуля построена школа в Дальнем, дополнительный корпус на 480 мест. Завершена беспрецедентная стройка – новое здание коррекционной школы в Луговом, 260 мест. Школа оснащена всем необходимым для комфортного обучения каждого ребенка.

Южно-Сахалинск сегодня ставит перед собой амбициозную задачу – создавать условия для специального образования особенных детей не только проживающих в городе, но и на территории всей области.

«Современное оборудование, самые передовые технологии, усилия строителей и властей всех уровней – все эти факторы подчинены одной цели. Сделать все для того, чтобы нашим детям было по-настоящему интересно и комфортно учиться. Но самое главное, чем мы гордимся – это наши кадровые ресурсы», - подчеркнул Сергей Надсадин. .

Перспективы развития Южно-Сахалинска напрямую связаны с профессиональными кадрами, выращенными на островах. Необходимо разработать персонифицированную модель развития каждого ребенка от 3 до 18 лет, основанную на фиксации индивидуального запроса семьи, образовательных результатов, обеспечении его ранней профессиональной ориентации и выстраивании дальнейшего маршрута профессионального образования и закрепления будущего специалиста на Сахалине и Курилах.

Ещё предстоит определить, какие институциональные условия обеспечивают эффективное общее образование детей, обеспечивающее их самореализацию, а значит, и социально-экономический рост нашего региона.

Следующая задача – создание кадровых условий для обеспечения индивидуализации образования.

Сергей Надсадин напомнил, что за год запущено два системных проекта – «Развивающее образование для всех» и «Полилингвальное образование дошкольников».

Оба этих проекта обеспечивают:
  • технологическое переоснащение наших педагогов, настраивают их на решение перспективных региональных и федеральных задач – самореализацию жителей региона в условиях экономических и социальных вызовов времени;
  • технологическое перевооружение наших педагогов во взаимодействии с Сахалинским государственным университетом;
  • кадровую модернизацию пула работников дошкольного и школьного образования.

Южно-Сахалинск находится на приграничной территории, которая инвестиционно привлекательна и имеет актуальные и перспективные потребности в высококвалифицированных кадрах. Уже сегодня очевидна потребность во владении несколькими иностранными языками для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Для сахалинцев это особенно актуально, потому что мы сопровождаем и обеспечиваем реализацию инвестиционных проектов на нашей территории.

Мэр Южно-Сахалинска акцентировал внимание на том, что развитие детей в многоязычной среде – очень перспективная технология, которую необходимо осваивать и выращивать, начиная с дошкольного образования. Уже больше года в городе расширяется сеть полилингвальных детских садов.

Сергей Надсадин рассказал, что специалисты уже не первый год прикладывают усилия, чтобы вся инфраструктура города могла работать на образование и становилась образовательной. По его словам, современный школьник должен иметь возможность получать образование не только в школе, но и на базе учреждений культуры и спорта, в учреждениях дополнительного и высшего образования, в некоммерческих организациях.

Также важно создать условия для профессиональных и социальных проб на базе коммерческих организаций и предприятий. Надсадин отметил, что областной центр один из первых начал формировать практику по организации зачета обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок был утвержден Министерством просвещения РФ летом этого года, но мы в городе давно пришли к такой практике, чтобы оптимизировать процесс, в том числе и расшколивания, перегружая при этом ребят.

Уже сегодня В Южно-Сахалинске успешно работает система муниципальных заданий нашим учреждениям, которые оказывают не только услуги по предоставлению детям основных программ уровней общего образования, но и реализуют проекты, направленные на бесшовное соединение общего и дополнительного образования. Например, гимназия № 3, реализующая муниципальное задание на основные образовательные программы и услуги дополнительного образования.

Кванториум с разнообразными программами становится ресурсом для всех детей близлежащих районов. Узкокорпоративные интересы школы микрорайона преобразуются в инструмент государственной политики, направленной на обеспечение прав граждан на общедоступное индивидуальное образование.

В городе создана благоприятная культурная среда для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок, обеспечения культурного обслуживания населения с учетом культурных интересов и творческих потребностей различных социально-возрастных групп.

А к 2024 году необходимо обеспечить показатель по количеству созданных (реконструированных) культурно-досуговых организаций не менее шести единиц, и такая задача уже стоит. Понимая, что одним из индикаторов, характеризующих состояние материально-технической базы сферы культуры, является доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, город достиг 100% выполнения показателя и намерены его удерживать.

Также Надсадин рассказал, что большое значение придаётся патриотическому воспитанию молодежи. Уже разрабатывается комплект методических материалов для уроков, посвященных окончанию Второй мировой войны. Такой комплект материалов будет направлен в Министерство просвещения Российской Федерации в целях его использования в регионах.

И, конечно, про спорт. Сегодня на Сахалине он стал нормой жизни. Спорт объединяет людей различных профессий и возрастов, и самое главное – спорт объединяет семьи. Успешно реализуются такие системные проекты, как «Здоровый остров», «Коньки в школу», «Лыжи в школу», «Горные лыжи в школу», «Горные лыжи в ДОУ», «Хоккей в валенках», «Семейная лига по мини-футболу», на базе учреждений спорта работают общедоступные образовательные программы как для детей, так и для взрослых.

Надсадин отметил, что будущее за смешанными (гибридными) моделями получения школьниками общего образования, при которых школа становится агрегатором разнообразных услуг, которые предоставляются на многочисленных площадках города.

Такие модели требуют нормативно-финансовой проработки. Но уже и сегодня модельные события «Метапредметная олимпиада», «Театральные мастерские», фестиваль «Шахматы для всех», «Чемпионат по футболу для дошкольников» показывают, что городская среда может быть образовательной.

Безусловно, для достижения поставленных задач необходим тесный союз всех участников образовательного процесса. Так, в рамках второго образовательного форума впервые проведен новый формат – общегородской родительский съезд. Теперь уже родительское сообщество и педагогическая общественность не будут бояться ни дистантного обучения, ни цифровизации учебного процесса: мы совместно наработаем и обсудим эти новые модели в образовании на родительском собрании. Это будет постоянное общественное формирование. В диалоге родится много интересных идей и созидательных инициатив.



Новости





























































Поделиться