Программа Яндекса по обучению и профессиональному развитию педагогов «Я Учитель» празднует свой первый день рождения. Уже год эксперты создают материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: проводят диагностику и вебинары, проектируют курсы и методические материалы, пишут статьи.
За этот год с материалами «Я Учителя» познакомились более миллиона человек. Чаще всего посетители интересовались информацией по организации дистанционного обучения: курсом «Как начать преподавать дистанционно», статьей «Учителя делятся опытом дистанционного обучения», вебинаром про дистанционные уроки на Яндекс.Учебнике и многим другим. За информацией в «Я Учитель» приходят педагоги разного возраста (чаще всего – 35–54 года) из разных городов: Самары, Краснодара, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Грозного, Москвы, Санкт-Петербурга и других.
За год существования проекта мы узнали много о том, что тревожит современных педагогов. Современный учитель буквально «создает» наше будущее, поэтому важно помогать ему воспитывать новое поколение, оставаясь при этом в гармонии с самим собой. А это непросто. Труд педагога опирается на традиционные образовательные ценности и нормативные документы, однако в век цифровизации требования к знаниям детей и сами дети постоянно меняются. Это побуждает меняться и учителей. Они хотят контролируемых перемен, снижения непрофильной нагрузки, качественной методической поддержки. Им нужно больше проектов, в которых можно принимать участие добровольно, не переживая о том, что подвергнутся оцениванию и следующим за ним санкциям.
К тому же, современные учителя нуждаются не только в новых знаниях, но и в обратной связи о своей работе. Более 120 тысяч учителей прошли диагностику по навыкам успешного учителя и получили сертификаты мартовского Интенсива «Я Учитель». Уже в октябре стартует второй интенсив, где можно будет проверить не только «гибкие» навыки, но и ИКТ-компетенции, умение развивать у учеников функциональную грамотность, а также степень профессионального выгорания. Эти направления попали в диагностику благодаря обратной связи от 1112 учителей. Они хотели бы знать о своих возможностях именно в этих областях.
Ирина Савицкая,руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника: «Количество учителей, принявших участие в первом интенсиве, сильно превзошло наши ожидания. Мы видим потребность учителей в качественной обратной связи: они хотят знать, что у них получается, а над чем еще стоит поработать. И мы хотим дать им возможность больше узнать о себе с профессиональной точки зрения: особенно о «гибких» навыках, потому что с предметной составляющей своей работы учителя нашей страны традиционно справляются отлично».
Я Учитель, ориентируясь на актуальные потребности педагогов и современные реалии, запускает бесплатные онлайн-курсы повышения квалификации учителей. Например, по цифровой грамотности, которую хотели бы «подтянуть» после дистанта многие педагоги. Или по работе с детьми с ОВЗ.
Первыми запускаются курсы «Конфликты и травля в школьной среде» и «Современное образовательное пространство и управление классом» – старт совсем скоро.
Курс «Конфликты и травля в школьной среде» особенно актуален после периода дистанционного обучения, когда школа буквально «пришла» домой к ученику и родителям, и учитель должен был выстроить эффективную коммуникацию. Преподаватели курса – практикующие педагоги психологи: старший преподаватель департамента психологии НИУ ВШЭ Анна Антонова и координатор программы Травли Net Мария Свир. Они помогут педагогам разобраться в сущности разных конфликтов – между учениками, учителем и учеником, учителем и родителем, и найти для них универсальные алгоритмы решения.
Курс «Современное образовательное пространство и управление классом» также будет актуален в свете нестабильной эпидемиологической ситуации. Он поможет найти инструменты управления классом в зависимости от той или иной педагогической цели: например, при смешанном обучении или в случае повторения дистанта. Преподаватели курса – директор частной школы «Лексис» Елена Соловьева и учредитель школы «Лексис», эксперт по дизайну образовательных пространств и управлению педагогическими командами Наталья Крюкова.