В споре сторонников среднего профессионального и высшего образования наша семья может играть за обе команды. После 9-го класса сыновья вместе отправились в Московский политехнический колледж, где их учили понемногу чему-нибудь, но совсем не как-нибудь. Со второго курса они проходили практику – сначала на соседнем заводе «Серп и Молот», потом в разных цехах на ЗИЛе. Мальчишки повзрослели на глазах, разница в отношении к жизни стала заметна прямо с момента вручения студенческих билетов. А уж первая зарплата на втором курсе и вовсе воспринималась как знак качества. Могут же!
После окончания колледжа (с красными дипломами, но не это главное) каждый сын сделал свой собственный осознанный выбор и поступил в тот университет, в который захотел. В одном случае программа была сопряженной и партнерской, в другом – нет, но два обязательных ЕГЭ сдавать все равно пришлось обоим, правда требование к баллам было несложным – никаких высоких проходных, достаточно преодолеть установленный минимум отсечения. Это было легко.
Учеба в вузе для выпускников колледжа оказалась несложной: многое было изучено ранее, причем часто с бóльшим погружением в материал и, безусловно, с бóльшей практической отработкой. Практикоориентированность в СПО существенно выше, чем в вузах.
Работодателям при приеме на работу зачастую диплом нужен лишь формально. Просто факт наличия «корочек», независимо от того, что в них написано. Тем более никого не интересует, какие отметки проставлены в приложении к диплому. В отделе кадров вкладыш просто возвращают владельцу. Без слов.
Нередко на одинаковую должность могут претендовать люди с разным уровнем образования. Воспитатель детского сада или учитель начальной школы имеют равные права и обязанности после педколледжа или педвуза. Но педагоги-специалисты среднего звена лучше адаптируются на рабочем месте благодаря практической направленности программ СПО. Модельером или дизайнером можно стать и после вуза, и после колледжа. А вот дипломированным флористом – только в СПО.
Для того чтобы оставаться конкурентоспособным и карьерно расти, недостаточно один раз в юности получить правильное образование.
Учиться следует всю жизнь. Будут ли это традиционные курсы повышения квалификации с выдачей удостоверения, либо краткосрочные тематические практикумы с мастер-классами, либо конференции с круглыми столами, либо вебинары по актуальным проблемам, выбирает работодатель, ведь платить за них приходится ему. А еще никуда не делось самообразование: Khan Academy, Coursera и прочие MOOC c Udacity предлагают доступ ко множеству бесплатных курсов. И на YouTube всегда можно что-нибудь посмотреть. Поэтому годам к тридцати-сорока-пятидесяти влияние полученного в ранней юности образования постепенно сходит на нет.
Что же имеет значение? Действительно ли дорога «белых воротничков» начинается на крыльце вуза, а техникумы и колледжи готовят лишь «синих воротничков»? Ничего подобного! Каждый может вспомнить немало больших начальников, стартовавших в СПО, а также все знают людей с университетскими дипломами, работающих руками. Жесткая связка между однажды полученным образованием и трудоустройством постепенно тает. Мир меняется так быстро, что диплом десятилетней выдержки свидетельствует лишь о том, что податель сего ранее учился. А может ли он сегодня работать на конкретном месте, следует устанавливать другими способами, например, прохождением независимой оценки квалификаций или испытанием при приеме на работу.
В 2020 году поступать в СПО стало еще проще: многие регионы проводили набор онлайн, поэтому абитуриенты разослали электронные копии сразу в несколько учебных заведений, рассчитывая, что куда-нибудь точно поступят. Пожелаем им удачи!
А родителям пожелаем меньше беспокоиться о том, «что подумают люди», и больше полагаться на модные тренды.
Знаете ли вы, что в России спрос на среднее профобразование сравнялся с вузовским?
Почитайте об этом. Российские школьники стали чаще выбирать колледжи и техникумы. «В бакалавриате мы получаем 48% из тех, кто пришел в первый класс, а в системе среднего профобразования – 52%», – рассказывает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Родители и дети наконец-то стали возводить в критерии престижа трудоустройство и заработную плату. И это прагматично и прекрасно!
Возможность выбирать дело по душе и совершенствоваться в нем непрерывно – величайшая радость творческого человека, и неважно, какого цвета у него воротничок.
P.S. Выражаю глубокую благодарность всем коллегам (они же друзья), откликнувшимся на призыв рассказать о среднем профессиональном образовании читателям «Вестей образования». Наши рассуждения и советы вы найдете по тэгам «СПО», «поступление» и «СПОнеПТУ».