30 июля научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский выступил на радиостанции «Говорит Москва». Отвечая на вопросы ведущей и слушателей, он рассказал об актуальных проблемах образования и путях их решения. Приводим основные тезисы из этого выступления.
Возможна ли отмена ЕГЭ в будущем?
ЕГЭ уже стал неотъемлемой частью системы образования.
Когда весной начали обсуждать тему отмены ЕГЭ в период пандемии, я был сторонником этой идеи, потому что есть другие способы поступления в вуз, в том числе дистанционные, а цена вопроса из-за угрозы здоровью детей очень высока.
Но в период обсуждения поднялась волна народного гнева: люди требовали провести ЕГЭ в очном формате, потому что все опасались полной отмены этой формы итоговых испытаний.
И эта волна народного возмущения, конечно, была очень показательной, потому что до этого крики об отмене ЕГЭ все-таки раздавались, в том числе и с политической подоплекой.
А голоса в поддержку практически не были слышны.
Но в этом году дети, родители, вузовское сообщество – все единым фронтом выступили за проведение итоговой аттестации в традиционном формате. И я должен сказать, что ведомство справилось, и на местах тоже все прошло без особых отклонений.
Причина общественной поддержки ЕГЭ в том, что его прочно отождествляют с социальным лифтом.
Как мотивировать ученика?
Мотивация – это главная задача образования. Нет мотивации – нет результата.
Есть два ключевых мотиватора: во-первых, сама образовательная деятельность ведет за собой развитие, если она увлекательна, во-вторых, есть материальные, социальные, карьерные стимулы.
Если материальное благополучие и карьера определяются образовательным цензом и квалификацией, тогда успешная учеба становится стимулом.
Если мы видим, что отличники не находят своего места в жизни, что должности получают по блату и коррупция торжествует, вы можете залить школу деньгами, а учителя поднять на небывалую высоту, но все это не сыграет роли.
Остается только один мотиватор: учиться, чтобы быть культурными людьми.
Поэтому кризис экономики обусловлен тем, что интеллектуальный труд дискредитируется.
Еще лет 20 тому назад целью образования было соответствие шаблонам. Одна из главных задач современного образования – развить в ребенке способность к самореализации.
Обязательно ли получать высшее образование, чтобы самореализоваться и стать счастливым человеком?
Возникает тенденция быстрого изменения рынка труда – на смену устаревшим профессиям приходят новые.
Поэтому выигрывают те, кто быстро учится новому или овладевает какой-то уникальной специальностью.
Выбор между вузом и колледжем или краткосрочными курсами становится все более решающим. Ты можешь потратить несколько лет на обучение, а за это время твоя специальность устареет. Это своего рода риск. В то же время есть профессии, которым нельзя обучиться за короткий период – например, медицине надо учиться много лет.
Как говорит психолог Дмитрий Леонтьев, сегодня изменилось представление о счастье.
И в этом смысле человек, окончивший колледж, открывший свое дело, может быть абсолютно счастливым.
Количество счастья не эквивалентно уровню полученного образования. Проблема счастья как главного результата образования описана Константином Ушинским еще в XIX веке в его работе «Человек как предмет воспитания».
В чем здесь главная проблема? В том, что в представлениях управленческих и родительских образовательный результат должен быть обязательно измерен.
И тут возникает вопрос: как измерить результаты воспитания?
Когда школа учит, она уже воспитывает, и два этих понятия неотделимы друг от друга.
Более того, это разделение некорректно.
Но определить уровень воспитанности и эффект от воспитательных мероприятий имеющимися методиками невозможно.
Камень преткновения в том, что у нас доминирует контрольно-надзорный принцип оценивания, который не позволяет полноценно реализоваться личности учителя, столь важной для воспитания ребенка. Поэтому выход – в автономии учителя, в предоставлении ему права выбирать программы, учебники, методики и даже систему итоговой аттестации.
Почему в школе необходимы современные технологии?
Я еще помню эпоху, когда в школах запрещали писать шариковыми ручками, потом начали запрещать калькуляторы.
Когда институт, обязанный подготовить ребенка к жизни, начинает войну с цивилизационными инновациями, мало того что он расписывается в своей беспомощности – он начинает вредить социализации ребенка.
Академик РАН и РАО Алексей Семенов настаивает на введении клавиатурной грамотности. Например, выполнять ВПР исключительно с применением дистанционных технологий.
Но сопротивление этому бешеное.
Разрыв между общественно осознанной потребностью с одной стороны и отсталостью управленческого аппарата и недостаточной квалификацией учителей с другой – тормозит развитие школы.
Суть новых технологий в том, чтобы избавить человека от рутинных дел, чтобы у него оставалось время для творчества.
Но, например, простые детские игрушки технологии не заменят, потому что это часть развития.
Ни от чего нельзя огульно отказываться, но необходимо учителя вовлекать в современные тенденции. Заслуга московского образования и экс-руководителя столичного департамента образования Исаака Калины – в приобщении школы и учителей к цифре.
Поэтому будущее не должно нас пугать.