Около 40% выпускников 9-х классов выбирают дальнейшее продолжение обучения в профессиональных образовательных организациях, и тенденция роста поступления абитуриентов в учреждения СПО (среднее профессиональное образование, Прим. ред.) после девятого класса в последние годы приобретает устойчивую динамику. Большинство ребят, выбравших дальнейшее обучение в десятом классе, наоборот, планируют поступление в вузы и целенаправленно выстраивают образовательный маршрут для качественной подготовки к ЕГЭ.
Каковы мотивы выбора учащимися и их родителями стратегии обучения по окончании девятого класса?
При выборе трека, ориентированного на получение среднего профессионального образования на базе девяти классов, учеников и их родителей обычно убеждают следующие аргументы:
- Поступление на программу СПО без вступительных экзаменов (испытаний). Исключения составляют профессии и специальности, требующие от поступающих наличия определённых творческих способностей, физических или психологических качеств.
- Возможность учиться бесплатно в колледже/техникуме выше, чем в вузе. На начало 2018 учебного года на бюджетных местах обучались около 75% учащихся учреждений среднего профессионального образования, а в вузах – около 50%.
- Получение профессий и/или квалификаций, обеспечивающих трудоустройство, включая период обучения в колледже/техникуме. Выпускники, сдавшие в рамках государственной итоговой аттестации демонстрационный экзамен, получают диплом о среднем профессиональном образовании и паспорт компетенций, который является дополнительным документом о квалификации.
- Возможность поступать выпускнику колледжа/техникума в вуз без сдачи ЕГЭ по результатам вступительных испытаний в соответствии с правилами приема вуза.
- Возможность обучаться на программе высшего образования выпускнику колледжа/техникума по сокращённой форме обучения, утвержденной вузом. Такая форма обусловлена освоением профильных базовых дисциплин и практической подготовки на предыдущем уровне образования.
- Отсрочка от армии в период обучения в колледже/техникуме. Для студентов и родителей фактор гарантированной отсрочки позволяет более уверенно прогнозировать дальнейший образовательный маршрут и трудовую деятельность. Для выпускников одиннадцатого класса риск «не поступления» в вуз вносит коррективы в получении образования вследствие призыва на военную службу в Вооруженные силы РФ.
- Социальное обеспечение студентов – стипендия, общежитие. Наличие хоть и незначительных собственных средств у студентов колледжей/техникумов по сравнению со сверстниками-школьниками является мотивирующим фактором выбора обучения в СПО после девятого класса.
Очевидно, что перечисленные аргументы выбора трека обучения после девятого класса весьма привлекательны в первую очередь для семей, требующих социально-экономической поддержки. С учетом региональных контекстных условий, уровня доступности учреждений СПО в отдаленных городских и сельских территориях доля учащихся, выбирающих обучение на программах СПО на базе девяти классов, становится значительной и сопоставимой с долей учащихся по «академическому» треку.
В этой связи вполне обоснован и ожидаем выбор учениками и их родителями освоения программ СПО на базе 9-х классов.
К этому следует дополнить, что перечень программ среднего профессионального образования постоянно расширяется, а их качество совершенствуется, и зачастую выпускники программ СПО наиболее практикоориентированы и адаптированы к рынку труда, наиболее востребованы экономическими запросами регионов страны. К подобным программам, в частности, относятся образовательные программы в областях IT, сервиса, творческих профессий и специальностей и др.
Выбор «академического» трека продолжения обучения по окончании 9-го класса учениками и их родителями может иметь следующие признаки:
- Имеется цель поступить после 11-го класса на конкретную специальность и в вуз.
- Успешное обучение в школе, достаточный уровень подготовки к ЕГЭ.
- Имеется цель заниматься наукой.
- Готовность платить за обучение в вузе.
- Отсутствие определенности с будущей специальностью/квалификацией.
Ребята, не принявшие решение о направленности своей будущей профессиональной деятельности после девятого класса, могут определить свои способности и возможности в профильных классах. Такой вариант проб - довольно распространенное решение детей и родителей при выборе и планировании образовательного маршрута.
В условиях динамичного изменения социально-экономических условий, появления новых технологий во всех сферах общественной деятельности и производства нет необходимости оценивать выбор образовательного маршрута с точки зрения «плохой», «хороший».
Целесообразно оценивать выбор программы среднего профессионального образования или высшего образования с точки зрения самореализации выпускника как профессионала, чтобы дать ему импульс для дальнейшего развития.