Родители // Новость

«Быть рядом с ребенком не значит быть вместе с ним»

4 июня состоялось Всероссийское родительское собрание практик субъектности.

«Быть рядом с ребенком не значит быть вместе с ним»
Фото: avatars.mds.yandex.net

В собрании приняло участие более 240 человек. География участников была широкая: от Хабаровска до Калининграда.

Это необычное родительское собрание, потому что на нем не говорили «про шторы» или «про замену линолеума», и даже не обсуждали оценки за полугодие. Участники собрания говорили про значение и роль субъектности у детей.

Открыла собрание Мария Миркес, специалист и эксперт в образовании, лидер образовательных сообществ. В начале своего выступления она напомнила, что субъектность – это инициатива, самостоятельность и ответственность.

Эксперт подчеркнула, что субъектность проявляется не в том, что сделал ребенок, а по своей ли инициативе он это сделал.

Наличие или отсутствие субъектности, по мнению Миркес, особенно явно проявилось во время вынужденной самоизоляции. «Если у ребенка была сформирована субъектность, то он без принуждения со стороны взрослых продолжал учебу дистанционно», – считает она.

«Мы собрались для того, чтобы помочь родителям в определении семейной образовательной стратегии для формирования воли, самостоятельного выбора, лидерства, ответственности за собственные решения», – резюмировала Мария Миркес.

Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, сообщила о результатах лонгитюдных (долгосрочных) исследований, доказывающих влияние качества дошкольного образования на дальнейшую успешность детей. Она отметила основные ценности, которые вызревают в дошкольном детстве: базовое доверие, автономность и самостоятельность, инициативность. В ходе выступления эксперт обратила внимание на исследование ученых из Великобритании Кэти Сильва и Бренды Таггарт, которое продолжалось 17 лет, с 1997 по 2014 гг. Они начали наблюдение с 3 тысяч трехлеток из всех типов британских детских садов и продолжали отслеживать их до завершения средней школы.

Ученые доказали, что чем выше сформирована субъектность, тем выше успешность обучения в школе, причем различия проявляются не в начальной школе, а в средней.

«Результаты этого исследования повлияли на национальную политику – финансирование дошкольного образования увеличилось в 4 раза», – подчеркнула Ольга Шиян.

Эксперт сообщила об исследовании Галины Цукерман, профессора, ведущего научного сотрудника лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО. У ребят начальных классов, которые учились по системе развивающего обучения, выявляли характерные черты, позволяющие им стать субъектами учебной деятельности, это была так называемая «группа прорыва».

Исследование показало, что на субъектность влияет не столько познавательный опыт, сколько опыт «умных эмоций»: познавательная радость, любопытство, сосредоточенность, умение рисковать, понимание другого, умение решать конфликты.

Михаил Кларин, коуч и ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО и коуч, затронул тренд современной жизни – отложенное взросление (kidults), когда молодые люди откладывают принятие жизненных решений, не решаются брать на себя ответственность, становиться лидерами.

По мнению эксперта, парадокс заключается в том, что субъектность для многих родителей является желаемой и неудобной одновременно, они вынуждены постоянно балансировать между предоставлением детям свободы в выборе и обеспечением их безопасности.

В результате дети ориентируются на готовые установки родительских ожиданий без права на ошибку.

«В США только 30% детей становятся успешными продолжателями бизнеса родителей, а в России еще меньше – 5%», – отметил Кларин.

По его мнению, детям необходима сепарация от родителей, для того чтобы стать успешным лидером или наследником дела родителей.

В чате родительского собрания поднимались вопросы: как сформировать субъектность у подростка? сколько стоит субъектность? как преодолеть боязнь ошибок? и др.

Подводя итоги родительского собрания, эксперты подчеркнули, что для формирования субъектности необходимо настроить баланс между школой, семьей и личностью ребенка, сформулировать метасмыслы и общие принципы, которые можно перенести в семью. Процесс изменения установок возможен только в деятельности, при этом важно всегда быть внимательным к детям. Это порой бывает сложно осуществить, потому что быть рядом с ребенком не значит быть вместе с ним.



Новости





























































Поделиться