Дистанционное обучение // Статья

Русский дистант, бессмысленный и беспощадный

  • 6 мая 2020
  • 3000

Русский дистант, бессмысленный и беспощадный
Скриншот из ролика «Дистанционный гимн учителей»

Пока праздники, учителя делают глубокий выдох после тяжелейшего месяца работы и думают, как дотянуть до лета. Я решила использовать паузу для рефлексии. Попробую понять, чему научил нас месяц дистанционного обучения на карантине.

Я не против дистанционного образования вообще. Я живу дистанционным образованием: создаю сайт онлайн-уроков русского языка. Поэтому, кстати, очень много общаюсь с преподавателями в личке и в закрытых беседах. Я против такой организации дистанционного обучения, которую навязали школам в апреле.

Работать так нельзя!

Сейчас многие называют работу учителя в сети подвигом. Трудно поверить, но в большинстве регионов трудовой подвиг совершается не ради здоровья учеников, а ради учебной программы апреля. Такую задачу поставил на пресс-конференции 7 апреля министр Кравцов. Министерство дало право регионам решать, как работать, а регионы этим правом не воспользовались или воспользовались весьма своеобразно.

В некоторые школы пришли представители прокуратуры и сказали, что после карантина надо будет доказать, что учителя дурака не валяли и ни один урок не пропал. Преподаватели хранят записи вебинаров для отчётности и ждут санкций. Я сначала не верила, но мне три человека из одного региона написали про прокуратуру. Имена по понятным причинам не сообщу. Не везде так. Повезло, например, Пермскому краю. Там урезали программу, сократили уроки, часть детей раньше пойдёт на каникулы. Но это, скорее, исключение из правила.

Во многих школах сохранили старое расписание. Учителя и ученики сидели на вебинарах по пять — семь часов, а потом готовились до ночи к следующим занятиям, опять за компьютером (это у кого есть компьютеры). Коллеги говорят, что спали по четыре — шесть часов.

Одни дети бились в истериках, потому что за не выполненные в срок задания ставили двойки, а дедлайны нереальные, не весь материал понятен. Другие, наоборот, заработали массу пятёрок, так как оценки ставили на основе компьютерного тестирования, которое успешно проходили родители. Родители, к слову, пострадали не меньше учителей. Им пришлось делить на всех детей один компьютер и объяснять новый материал. Тут стоило бы процитировать жалобы учителей и родителей, но цитат уж очень много. Потрудитесь зайти хоть в группу ВК Министерства образования и почитать комментарии к постам. Много ярких высказываний соберёте. Не всем воспитание запрещает выражаться нецензурно. Каждый может заглянуть на сайт с петициями и посмотреть на количество подписей под петициями против ДО.

Что у нас в сухом остатке? Качество такого обучения низкое. Все вымотались. Министерство просвещения невозмутимо призывает успокоиться и наладить нормальный образовательный процесс, чтоб в будущем использовать ценный опыт дистанционного обучения. А ценного опыта дистанционного обучения на самом деле сейчас нет. Разве что некоторые учителя освоили новые для себя платформы и методы работы. Нормальный образовательный процесс мы не наладили. Нам даже попробовать не дали его наладить. Самый ценный вывод, который из этого всего можно вынести: как в апреле работать нельзя никогда ни в коем случае.

Что дала нам ситуация?

минусы плюсы

Цель карантина – сохранить здоровье большего числа людей. Необходимо, чтобы учебная нагрузка не привела к снижению иммунитета учителей и детей.

Размер учебной группы не ограничен количеством мест в классе.

Если детей не занять дома, они не будут соблюдать условия карантина.

Классы можно объединять.

Не у каждого ученика и даже не у каждого учителя есть персональный компьютер. Телевизоры также есть не у всех.

Классы можно делить на маленькие группы.

Домашние сети не рассчитаны на нагрузку, требуемую для ДО.


Школу можно делить на разновозрастные группы.

Слушать или вести несколько вебинаров подряд физически сложно.

Преподаватели могут объединяться на одном уроке для руководства группами.

Большинство детей не способно учиться самостоятельно.

Преподаватели могут специализироваться.

Большинство родителей не способно объяснять новый материал.

Время урока не ограничено звонками.

Многие учителя не способны вести дистанционные уроки.

Задачи стандартного урока можно разделить (отдельно лекции, закрепление, контроль).

У нас нет надёжной учебной платформы с готовыми уроками и проверенными тестами.

В силу чрезвычайной ситуации от выполнения программы 4 четверти стоит отказаться со всеми вытекающими. Менее важные темы пропустить, важные темы изучить осенью. Не менее чем на год отказаться от ВПР, чтоб было время на выравнивание.

Надо увлечь детей чем-то интересным, чтоб они сидели дома. Именно такую задачу имеет смысл возложить на учителей. С одной стороны, это необходимо, с другой – посильно.

Ситуация даёт нам не только проблемы, но и возможности. Нам не нужна привязка учитель-класс-урок. В условиях дистанционного обучения мы можем игнорировать классно-урочную систему и перераспределить ресурсы. Это позволит сберечь силы учителей.

Надо разработать такие учебные задания, которые позволили бы школьникам работать удалённо, самостоятельно, но преимущественно без компьютера.

Надо так перестроить расписание занятий, чтоб в один день у ученика было не более двух предметов, а у учителя – не более двух параллелей. Следовательно, надо поделить дни между предметниками, а позже поменяться часами.

Представляю себе учебный день. С утра преподаватель ставит задачу на короткой веб-встрече. Кто присоединяется к этому вебу? Возможно, несколько классов одной параллели. А может быть, те, кому интересен данный курс или проект. Дети делятся на группы и расходятся выполнять задания. Группы могут соревноваться, а могут выполнять части одной большой задачи. Несколько преподавателей и старшие ученики на связи и помогают группам. Через пару часов все собираются на вебинаре, по очереди рассказывают, как идут дела, получают рекомендации ведущего преподавателя. Ещё час на доработку — и общее собрание с подведением итогов, сборкой проекта или дискуссией. Возможно, работа займёт не один день, тогда в этой части только промежуточное подведение итогов. После перерыва каждый может посмотреть одну видеолекцию в записи из списка рекомендованных (а не обязательных)! Лучше, если она будет связана с текущим проектом.

Вот примеры таких учебных задач для гуманитарных предметов:

  • Просмотр и обсуждение фильма.
  • Создание сайта произведения, страниц литературных героев и т.п.
  • Создание искусственного языка.
  • Доказательство или опровержение научной версии (доказательство авторства, поиск заимствований и т.п.).
  • Создание ленты времени (из бумаги или на бесконечных досках).
  • Работа с гипертекстом. Поиск заимствований.
  • Творческая работа. Визуализация (создание схемы, коллажа, книжки-раскладушки и т.п.).
  • Создание видеоролика (чтение стихов, радиоспектакль и т.п.).
  • Создание общего документа в Гуглдоках (подбор примеров по теме, составление справочника и т.п.).
  • Прохождение веб-квеста по книге.
  • Разработка веб-квеста по книге.
  • Создание сказки, рассказа с последующим обсуждением.
  • Создание сценария исторического сериала.

Если мы сможем организовать работу так, то у нас сформируются кейсы учебных проектов на случай вынужденного карантина на месяц или два.Конечно, совсем иное дело, если карантин затянется на многие месяцы. Но тогда выполнение стандартной программы — вообще последнее, что будет нас волновать. За лето можно разработать план Б на такой случай. И, если до этого дойдёт, я буду очень надеяться на мудрость разработчиков плана Б.

Мы способны объединяться!

Мне кажется, самое ценное, что сделали учителя на карантине, — показали, что они умеют объединяться и объединять других, способны перераспределять ресурсы и совместно решать сложнейшие задачи. Учителя объединялись на многих площадках. Расскажу, как это было на сайте «Могу писать».

В первые дни карантина мы через соцсети и рассылку сайта попросили откликнуться тех, кто готов поделиться материалами для дистанционных уроков или заняться разработкой таких материалов, вести вебинары, обучать и консультировать коллег. Ответили сотни преподавателей. Сотни! Не все потом включились в общую работу из-за нагрузки, но желание помочь друг другу было у многих.

Сразу создали в ВК около десятка разных бесед. В обсуждениях быстро решаются разные вопросы: от мелких технических настроек и правописания какого-то слова до стратегий подготовки к экзаменам. Стажисты разъясняют молодым преподавателям непонятные темы, эксперты ЕГЭ делятся свежей информацией об изменениях в заданиях. У кого нервы не выдерживают — тех успокаивают всем колхозом. Есть группы, взявшиеся вместе разрабатывать пособия. А иногда люди просто пишут в общий чат, у кого какая погода. До карантина на вопросы в группах учителя отвечали, но вот такой атмосферы единения не было.

На Гуглдиске создали общую папку, в которую можно складывать материалы к урокам и из которой желающие могут эти материалы скачивать. Папка достаточно быстро заполняется. Там презентации к урокам, раздаточный материал, ссылки. Всё распределено по классам и предметам. Так мы сэкономили время.

Восемь учителей договорились вести вебинары и выстроили общее расписание. Сайт «Могу писать» предоставил свою площадку. Наш технический специалист дежурил на каждом вебинаре, чтоб пресекать хулиганство и помогать преподавателям. Все участники проекта работали безвозмездно. Это дало возможность предложить ребятам 5 — 11 классов бесплатные уроки по русскому и по литературе. Весь апрель по утрам шли открытые вебинары. Преподаватели поменялись учениками: свои классы отправили на уроки к коллегам, а сами приняли чужие классы. Так высвободилось время на подготовку к занятиями, что позволило каждый урок сделать лучше. Приходили ученики, чьи учителя не нашли возможности работать онлайн. Приятней всего было то, что ведущие вебинаров не делили детей на своих и чужих. Кто присоединялся, с теми и занимались. Сейчас записи всех вебинаров находятся в открытом доступе по ссылке. Участники проекта продолжают вести уроки.

Другая бригада организовала бесплатный курс для учителей «Как пережить карантин». Курс помог преподавателям быстро начать работать в интернете. За первые недели апреля мы провели девять вебинаров. Учили работать с группами в соцсетях, на бесконечных досках, в Яндекс.Учебнике, вести видеоканал, монтировать ролики, создавать веб-квесты, тесты и интерактивные упражнения. Записи находятся в открытом доступе. Ведущие вебинаров до сих пор отвечают слушателям на возникающие вопросы, никто не жалеет времени на переписку.

Мне хочется поблагодарить всех, кто вёл вебинары, делился материалами и поддерживал других хотя бы советом! Всё, что происходит в образовании, похоже на народное ополчение.

Юлия Фишман



Новости





























































Поделиться