Что происходит? // Тема дня

«Ринг на Титанике»: кому будут принадлежать педагогические вузы страны


«Ринг на Титанике»: кому будут принадлежать педагогические вузы страны
Александр Сергеев, президент РАН; Михаил Мишустин, председатель Правительства Российской Федерации; Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства РФ; Валерий Фальков, министр науки и высшего образования России; Сергей Кравцов, министр просвещения Российской Федерации

Чтоб чужую бабу скрасть, надо пыл иметь и страсть

Леонид Филатов

На дворе коронавирус – чума ХХI в. Не хочется верить, что в этой ситуации планетарной катастрофы, о которой с грустью можно сказать: «это наш последний день на “Титанике”», продолжаются абсурдные аппаратные бои между различными ведомствами. В центре поединка вопрос − «чьих холопов будут» ректора педагогических вузов? Останутся ли они в системе Министерства науки и высшего образования или перейдут в Министерство просвещения? Можно приводить сотни аргументов в пользу и того, и другого министерства. Вызывает удивление совсем другое − зачем нужна эскалация напряжения, изменение правил игры в ситуации общечеловеческой катастрофы. Что, у нас сегодня нет более важного дела, чем дело о накачке брутальностью того или иного ведомства? Ведь ведомство у нас может претендовать на роль «альфа-самца», когда под ним наибольшее количество так называемых «подведов». И здесь действует два аргумента: общее число «подведов» и общий объем финансовых ресурсов. Все остальные аргументы – это суета вокруг дивана.

Можно сколько угодно доказывать, что педагогические вузы − это вузы, методологической основой которых являются различные науки о развитии человека. Можно, обращаясь к истории, вспоминать таких классиков, как Константин Ушинский, который связывал будущее наук об образовании с человековедением, с педагогической антропологией.

Но когда идет поединок на ринге, когда разворачивается статусная игра в «царя горы», все эти рациональные аргументы мало кого волнуют. Мало кого волнует и то, что во всем мире речь идет о комплексе наук об образовании, куда в том числе органично входит и педагогическая наука.

Наши педагогические вузы прошли в своей жизни немало трансформаций. Они назывались то учительскими институтами, то педагогическими институтами, то педагогическими университетами. Многие из них не так уж давно были преобразованы либо в гуманитарные университеты, либо стали классическими университетами, ориентированными на развитие науки в современных университетах. У педобразования сложная и многострадальная история. И решать вопрос о будущем этих вузов на скорую руку, начиная ринг на «Титанике» – это театр абсурда. Тем не менее этот ринг на «Титанике» по каким-то причинам оказался в фокусе сознания нашего правительства. По данным достоверных источников, в последние дни премьер правительства совместно с вице-премьером, министрами научно-образовательных ведомств и президентом Российской Академии наук озадачились вопросом о передаче педвузов из Министерства науки и высшей школы в Министерство просвещения.

Это может означать только одно: пользуясь ситуацией, влиятельные структуры «заносят» в правительство вопрос, заведомо отвлекающий силы и время лиц, принимающих решение, от абсолютно важных других вопросов, от решения которых зависят жизни миллионов сограждан. Но, видимо, уровень влияния настолько высок, что отказаться от рассмотрения этих вопросов в правительстве не смогли. И эта ситуация может сильно ударить по репутации нового правительства.

Уместно ли в ситуации, в которой вспоминается фраза «чума на оба ваши дома», начинать поединок между двумя ведомствами?

Ведь сейчас на повестке дня совсем иные приоритеты, в том числе психологическое и социальное спокойствие ректоров и преподавателей педвузов, а также выпускников школ, которые хотят связать свое будущее с учительской профессией. А мы начнём управленческую чехарду – будем менять учредительные документы, перераспределять финансовые потоки и т.п. И спрашивается: всё ради чего? Неужели ради того, чтобы продемонстрировать, кто брутальней, кто победил в системе образования, и так раздираемой неотложными проблемами. Кто на ринге первый нанесёт нокаут и скажет: «Педвузы теперь у меня, я победил».

По-моему, происходит какое-то безумие. Поэтому надеюсь, что наши руководители отрефлексируют, что обсуждение вопросов о переподчинении педвузов – это ринг на «Титанике», ринг с негативными последствиями для всех участников этого поединка.

Председатель комиссии по науке и образованию СПЧ,

академик РАО Александр Асмолов



Новости





























































Поделиться