Уполномоченный по правам ребенка в РК обратился в Минобраз Карелии с рядом предложений. Поводом стало большое количество негативных отзывов на то, как в республике проходит обучение школьников на дому.
Сегодня министр образования республики Роман Голубев подвел итоги первой недели дистанционной учебы карельских школьников. Назвать их блестящими или хотя бы удовлетворительными никто не решится. Если в более развитых странах проводятся обычные уроки – просто по видеосвязи, то в нашем регионе все сводится к указанию необходимых для прочтения параграфов и выполнению тестовых заданий. И основная проблема – отсутствие технической возможности для полноценного дистанционного обучения.
Уполномоченный по правам ребенка Геннадий Сараев, изучив весь спектр жалоб от учителей, родителей и детей, выделил главные болевые точки.
Во-первых, у многих семей нет необходимой компьютерной техники или подключения к интернету. Либо же единственный компьютер в доме занят работающими на «удаленке» родителями, или другими детьми.
Те же проблемы у педагогов, которые должны вести уроки из дому. Плюс у них нет единообразия алгоритмов работы с детьми в дистанционном формате и единого электронного ресурса.
Во-вторых, опыт показал полную неэффективность дистанционного обучения естественным наукам: физике, химии и т.п.
Третий момент – невозможно дистанционно обучать учащихся начальных классов без участия родителей. То же самое касается детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: для них просто не существует учебников и адаптированных пособий. Кстати, родители – не профессиональные педагоги: они не умеют учить.
Отдельно Сараев – психолог по образованию – отметил высокий уровень психологического напряжения в семьях в условиях самоизоляции. И не только психологического: длительное пользование электронными ресурсами, значительно превышающее рекомендованные СанПиНами нормативы, бьет по здоровью детей. Это чревато ухудшением зрения и головными болями.
Омбудсмен выступил с рядом предложений. Одно из главных – отказаться от уроков музыки, физкультуры и труда, проведение которых в условиях самоизоляции становится абсурдом.
В своем письме в Министерство образования РК Уполномоченный просит рассмотреть возможность досрочного окончания учебного года для некоторых категорий учащихся. Имеет смысл привлечь волонтеров из числа студентов гуманитарных факультетов для оказания помощи детям, родителям и учителям, и передать во временное пользование детям и педагогам школьные компьютеры.
Кроме того, Сараев предложил в этот сложный для всех период сократить объем домашних заданий и не ставить никому «двоек».