Качество образования // Колонка

Перевод на дистант как стресс-тест


Перевод на дистант как стресс-тест
Фото: mds.yandex.net

С точки зрения развития «цифровой школы» перевод всей страны на дистанционное обучение – это стресс-тест, масштабная апробация, которая показала, что проблема куда глубже низкой пропускной способности созданных систем.

В самом начале первой недели дистанционного обучения все методисты в голос твердили: нельзя переносить в онлайн те же процессы, в которые мы были включены в очном режиме.

Цифровая школа не может быть складом видеоуроков, тестов и оцифрованных учебников. Она должна переворачивать, умощнять существующие процессы, а не воспроизводить их, тем более с более низкой эффективностью. В идеале ребенок должен прийти в цифровую среду и остаться по собственной инициативе. Активность его ума должна быть выше, чем в классе; должны быть задействованы его мышление, воображение, понимание, а не только память; обучающее пространство должно быть многомерным – многопредметным, сюжетным, порождающим вопросы.

И речь идет не о подмене интеллектуального труда обучения игрой.

Речь о том, что для цифровой школы нужна принципиально другая педагогическая конструкция, которая до сих пор в нужных масштабах не создана.

Цифровая школа – это электронная магистраль, позволяющая связывать самые разные системы и обеспечивать их эффективную комплексную работу. Это живая форма выбора и представления модулей, путеводитель для учителя, включение в курсы проектных и исследовательских заданий, возможность самостоятельного планирования времени, банк достижений конкретного ученика, возможность личного взаимодействия с педагогом через интерактивную среду.

Для цифровой школы необходимо создавать учебные модули на стыке наук.

Они могут предусматривать различную глубину изложения (стандартная или повышенная сложность), разное время изучения и требования к освоенности предшествующего содержания. Ряд модулей осваивается с опорой на предшествующие, другие же в той или иной степени автономны. Модули позволят интегрировать различные темы и даже различные предметные области. В перспективе в соответствии с тематическими модулями может быть организована вся программа школы. В настоящее время ряд школ уже реализуют модульное обучение, и часто можно услышать, что подобная перестройка процесса преподавания позволяет высвободить время и даёт меньшую нагрузку на детей.

Процесс прохождения таких модулей и других заданий, результаты олимпиад, конкурсов, профессиональных экзаменов, контрольных, самостоятельных и практических работ, достижения в дополнительном образовании и должны стать основой «цифрового портфолио», которое может заменить ЕГЭ.

Но это задачи для дальнейшего анализа и разработки. В условиях карантина нужно использовать все возможности «цифры» для организации учебного процесса. И это не только интернет. Доступ в сеть, по разным оценкам, есть у 70–80% россиян. В то время как цифровым телевидением у нас охвачена вся страна – проникновение приближается к 100%. Этот ресурс можно и нужно использовать для учебы. Например, выделить время на уроки на местных программах – сегодня во всех регионах они вставлены в программы двух телевизионных каналов ВГТРК. Учителя дополнительно дают домашнее задание и консультируют.

Позитивные примеры такого способа организации занятий у нас есть. Например, проект МособрТВ: для разных классов проводятся уроки по темам школьной программы.

В качестве расписания выступает ТВ-программа, в которой можно посмотреть, когда пройдет урок для того или иного класса. Длятся занятия не стандартные 45 минут, а по 10–15: усидеть перед телевизором больше времени ребятам, конечно, тяжело.

А в перерывах между уроками можно посмотреть развивающие мультфильмы и передачи. Для реализации такого проекта в федеральном масштабе нужно продумать расписание уроков для разных классов и привлечь лучших педагогов.



Новости





























































Поделиться