Качество образования // Колонка

Что определяет способность школы к развитию


Что определяет способность школы к развитию
Фото: facebook

Про нашу успеваемость, баллы, деятельность профильных классов я сегодня говорить не буду, я хочу поделиться впечатлениями от другого направления нашей работы, которое не оказывает значительного влияния на рейтинг, но во многом определяет способность школы к развитию. Ее жизнеспособность, если хотите: ведь развиваться может только живое.

Наше объединение учителей иностранного языка проводит замечательные образовательные сессии. Мне повезло наблюдать за ними. Я, к своему огромному сожалению, видел лишь несколько маленьких эпизодов, но могу сказать, что после долгого времени восстановился тот высокий уровень, который когда-то задала на сессиях по литературе Фрида Семеновна Юганова. Сессии по английскому ничуть не хуже.

Следующее наше достижение -- это группа старшеклассников, которую в рамках проектной деятельности собрала вокруг себя Татьяна Михайловна Камнева, наш театральный педагог. Я недавно был у ребят на их творческом вечере. «Что бы вы нам посоветовали»? – спросили они. Я ничего посоветовать не мог. Больше всего мне в тот момент хотелось быть среди них, на сцене. В крайнем случае, на месте Татьяны Михайловны.

То, что они вместе создавали прямо на глазах, меня потрясло, – честно, я завидовал. Собрались несколько поэтов и музыкантов: поющие девчонки, очень интересные мальчишки. Один Глеб с его стихами чего стоит!

Меня попросили их оценить, но я же не поэт, я не могу судить объективно. Скажу лишь, что у него не подростковые стихи. Они глубокие, точные: человек много и серьезно думает о том, что будет завтра. Есть девочка, у нее пока не очень выверенная фраза, но хорошие, запоминающиеся образы. А третий мальчик просто выкладывает все, что чувствует. Такая трепетность вызывает у меня, как у взрослого человека, опасения... а с другой стороны, у того, кто пишет, есть инструмент, помогающий справляться с переживаниями. Он защищен. Хотя все равно страшно за них, – за всех, кто с открытой душой думает и чувствует.

Третье достижение – это 15-летие студии «Степ-антре». Я снова убедился, что наше дополнительное образование являет пример высокого мастерства. За год-полтора дети становятся настолько собранными, что эта собранность начинает передаваться в другие области. Их отношение к делу – к любому делу! – совершенно меняется. Я давно это заметил, наблюдая за ребятами из студии в ходе разных профессиональных погружений. Педагог, Елена Александровна Петрова творит чудеса и, конечно, не сознает этого: еще и меня зачем-то благодарит, хотя при чем здесь я? Это ее титанический просвещенческий подвиг.

Считается, что в творческую или предпрофессиональную деятельность школьнику следует идти, когда он достиг стабильного хорошего результата в учебе. Вот тогда можно позволить себе другие занятия. Да, иногда такая схема работает.

Но я сотни раз видел, как рост осознанности в учебе возникает из противоположной точки: от собственного увлечения.

Первыми, кто мне показал этот путь, были мои дети: они объясняли свои шаги, рисовали открытия, и мне пришлось остановиться и научиться слушать. Именно эта привычка слушать других позволяет вникать в жизнь школы и воспринимать все события такими, какие они есть. И когда я понимаю, чем могу помочь, то помогаю.

Для меня абсолютно ясно, что дополнительное образование является не «надстройкой», а одной из основ формирования личности. Дело не в том, что директор посмотрел и умилися, а в том, как сами ребята оценивают изменения, происходящие с ними.

Вот в чем суть.

В силу административной занятости я весь прошлый год был отстранен от нормального содержательного общения с учителями и детьми. Должен сказать, это приводит к ужасающему выхолащиванию: превращаешься в менеджера, который не интересен ни себе, ни другим, несмотря на уверения, что ты совершенно незаменим в этой роли. И когда вдруг удалось поговорить и со многими ребятами, и с педагогами, – знаете, какой это был для меня подарок! Я снова чувствую себя нужным, а значит, есть смысл продолжать.

...Джордж Карлин, сатирик и философ, оставил нам множество афоризмов и одну страницу совершенно гениального текста о любви. Там есть очень важные слова:

«Жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух!»

Вот таких моментов я хочу пожелать всем в наступившем году.



Новости





























































Поделиться