Когда-то, давным-давно, я прочитала, что каждая женщина, которая готовится стать матерью, должна всегда помнить, что может так случиться, что она будет воспитывать ребёнка одна...
Я думала, что меня это не коснется. Оказалось, что я ошибалась. Коснулось. Большинство отцов уходят из семьи, где появился ребёнок-инвалид.
Потом я прочитала у Януша Корчака, которого безмерно уважаю, что одним из основных прав ребёнка является «право на смерть». Я уже знала, что меня это коснулось. Но было дико прочитать это у самого «гуманного гуманиста»...
Попробую пояснить, о чем Корчак собственно, да и почему я об этом? Корчак делает это утверждение в пику гиперопекающим и гипертревожным матерям, коих сейчас большинство!
А я озвучиваю это право ребёнка, чтобы облегчить участь матерей, которые потеряли ребёнка, теряют его сейчас или знают, что таки потеряют его... выкидыш, замершая беременность или смертельно больной ребёнок. Знание об этом праве ребёнка облегчает жизнь таких матерей. Лично мне – облегчает сильно. Но это не значит, что я перестаю заботиться о ребёнке. Я перестала его гиперопекать и тревожиться. Научилась доверять ему и жизни.
Это полезно помнить и тем матерям, для которых ребёнок стал «сверхценностью». Сейчас женщина выбирает сама, благодаря контрацепции, технологии Эко и суррогатного материнства, когда ребенку появиться на свет.
И мы заведомо знаем, каким чудесным, здоровым и оправдывающим все наши чаяния он должен быть.
Наш ребёнок не имеет права на смерть, так же как и не имеет права быть тем, кем он вдруг захочет быть!
«Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни.
Не желая, чтобы он умер, мы не даём ему жить» – так считал Януш Корчак.
Кто не согласен, дальше читать не обязательно. Просто расходимся.
Корчак не был против безопасности ребёнка. Он был уверен, что у ребёнка достаточно здравого рассудка и здравой воли, чтобы развиваться и расти! И это большое счастье, что «мы не в силах полностью подчинить детей нашим педагогическим влияниям и педагогическим покушениям», писал он.
Чего лишает ребёнка тревожная мать? Свободы и воли! Свободы как права владеть собой и воли как действия, порождаемого стремлением.
Детская комната для маленького ребёнка, пишет он, возникла из акушерской клиники, где основные правила диктовала бактериология.
«Смотрите, как бы, оберегая ребёнка от бактерий дифтерита, не поместить его в атмосферу, перенасыщенную затхлостью скуки и безволия».
«Дверь – прищемит палец, окно – упадёшь, косточка – подавишься, стул – опрокинешь, нож – порежешься, палка – выколешь глаз, мусор с пола – бактерии, спички – пожар...
...сломаешь руки, попадёшь под машину, укусит собака... не ешь снег, не ходи босой, не лезь в лужи и грязь, застегни пальто, завяжи шарф, одень шапку...»
А есть ли у вас план, спрашивает Корчак молодых мам, «как взрастить ребёнка с младенчества через детство и отправить его в период созревания, когда подобно удару молнии поразят его эрекции и поллюции, а ее – менструации?».
Женщине желательно задуматься об этом, считает Корчак, когда она решит забеременеть. Ведь для решения этой проблемы и два десятка лет думать не слишком много.
«Как любить ребёнка» – это книга для сильных и мужественных мам.