Персона // Колонка

Эпоха Намсараева


Эпоха Намсараева

Память о настоящем человеке, талантливом руководителе, друге согревает всегда.

Уже год как не стало Сергея Дашинимаевича Намсараева. Он был министром образования и науки Бурятии 18 лет. И нас всех, его команду, связывало не одно десятилетие крепкой нерушимой дружбы.

Если начать сначала, то память возвращает к «картине в окне», которая на первый взгляд может показаться незначительной, но впоследствии окажется очень важной. Сначала в коридорах Минпроса стали появляться слухи: «Скоро придёт новый министр, старый уходит на пенсию».

И как-то из окон четвёртого этажа мы увидели высокого молодого человека с седой головой, в модном длинном плаще, он шел уверенной походкой по площади Советов.

Ему было всего 36 лет. Именно таким я запомнила Намсараева, а вовсе не серьезным и важным, когда он мастито руководил образованием и наукой республики и был одним из лучших региональных министров образования России.

Его исследования в области развития национально-региональной системы образования в субъектах РФ высоко оценила научная и педагогическая общественность страны. Перспективы развития национально-региональной системы образования он видел в усилении федеральной политики образования, в конструктивном диалоге культурных традиций Запада и Востока, а также региональных культурно-исторических и геополитических аспектов образования. Он был ярким политиком, с которым считался весь депутатский корпус, даже президент республики Леонид Потапов прислушивался к его мнению.

Намсараев всегда имел свою точку зрения на все происходящее в республике, своё видение, как достигать определенных целей. При этом свято верил, что только образование – это движение вперёд.

Он был по-настоящему свободным человеком и давал свободу и нам, своим соратникам. И мы верили ему. Сейчас бы сказали: он эффективный менеджер, технократ, трудоголик. Работать он и правда любил, был в высшей степени интеллектуалом, пытливым учёным. Педагог по образованию, Намсараев удивлял знанием юриспруденции. Оказалось, он читал книги, которые изучает его дочь, готовясь к защите кандидатской диссертации. Он говорил, что огромную роль в его жизни сыграл Петр Родионович Атутов, действительный член РАО, доктор педагогических наук, его научный руководитель, который внёс огромный вклад в развитие политехнической подготовки молодёжи в системе непрерывного образования.

Намсараев умел ценить и ценил своих замечательных коллег и друзей – всех не перечислить, многие приезжали к нему. Среди них – академик РАО Анатолий Цырульников, член-корреспондент РАО Виктор Слободчиков, академик РАО Виктор Болотов, учёный, а тогда заместитель министра образования РФ Владимир Бацын, доктор физико-математических наук, министр образования Самарской области Ефим Коган, нынешний глава Департамента образования Москвы, а тогда начальник Главного управления образования администрации Оренбургской области Исаак Калина, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, доктор психологических наук, завкафедрой МГППУ Виктор Гуружапов. Это были незабываемые встречи, беседы на берегу Байкала о путях развития образования, освоения детьми и молодёжью ценностей национальной, общероссийской и мировой культуры.

У меня остался в памяти один из его первых дней в роли министра. Это был август, педсоветы, конференции учителей. Я была куратором Заиграевского района Бурятии, и все кураторы должны были написать справки о том, каким будет начало учебного года и какие ожидаются перспективы развития. Министр попросил написать быстро, кратко, на двух страницах. Это только потом мы поняли, почему он попросил написать именно от руки: он хотел проверить умение четко изложить суть и смысл, а заодно посмотреть на почерк, веря, что почерк может многое рассказать о человеке. В его системе координат это было очень важно: он любил краткость, чёткость, дисциплинированность. У него у самого был очень красивый, изящный почерк. К тому же Намсараев исключительно грамотно писал и по-русски, и по-бурятски. Кстати, тогда я получила первую похвалу, которую ценю до сих пор. Не пафосно, не при всех, просто, в коридоре, увидев меня, он сказал: «У Вас лучше всех!»

Однажды на коллегию министерства с приличным опозданием зашёл ректор одного из вузов, член коллегии. Министр, он же председатель коллегии, показал ему на дверь. Намсараев никогда не опаздывал. Конечно, для ректора это был шок. Пришлось извиниться и выйти.

В последний раз мы все встретились на праздновании Сагаалгана, Нового года по восточному календарю, которое устроил нам уже новый министр образования республики Баир Жалсанов. А до этого был долгий разговор из больницы, куда Намсараев попал, кажется, с приступом сердечной недостаточности. Он позвонил мне, чтобы поблагодарить за прекрасные моменты нашей совместной работы, вспоминал курьёзы, как он давал прозвища нашим коллегам (ребятам) из сказок про трёх поросят, Колобка и других. А на дружеском обеде в честь Сагаалгана каждому из заместителей дал краткую, но очень точную характеристику: у Петра Ефимова – острый ум и логика, у Людмилы Казюка – поэтический дар, у Алексея Бадлуева – математические способности в решении проблем, у Александра Бочеева – дипломатические способности, умение дружить по-настоящему. Мне досталась преданность делу, дружбе и компетентность.

Сейчас уже можно сказать, что эпоха Намсараева длиною около двадцати лет – это профессионализм с большой буквы, высота, к которой хочется и надо тянуться. Он был героем нашего времени. И если у каждого будет такой в жизни герой – настоящий, честный, умный, правильный – мир точно станет светлее.

Мой – стал.


Youtube

Читайте также в рубрике «Персона»

Новости





























































Поделиться

Youtube