На днях Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в сфере образования завершил разработку квалификационных требований к профессии «Учитель». Об этом сообщила на своей странице в Facebook председатель этой структуры, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ), заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.
18 декабря под эгидой СПК и общества «Знание» был проведен цикл видеоконференций по работе с оценочными средствами для профессионального экзамена на соответствие профстандарту «Педагог» и квалификационным требованиям.
Отвечая на вопросы слушателей, Любовь Духанина разъяснила связь квалификационных уровней с аттестацией и заработной платой.
Прежде всего вместо действующих на сегодняшний день двух квалификационных категорий в ближайшем будущем планируется ввести 6 уровней квалификации, которые будут устанавливаться путем независимой оценки квалификаций. Она существенно отличается от привычной аттестации и по замыслу разработчиков призвана стать более объективной и справедливой.
«Сегодня достаточно высоких показателей ОГЭ и ЕГЭ, для того чтобы учитель перешел на следующий уровень квалификации, при этом не всегда понятно: эти высокие показатели – результат работы конкретной школы и учителей или результат труда репетиторов? При независимой оценке квалификации учитель не собирает большие портфолио, сертификаты и так далее – он просто приходит и показывает, на что он способен. Это оценка квалификации в текущий момент», – разъяснила Любовь Духанина.
Также она уточнила, что требования к стажу в новых квалификационных уровнях не прописаны, поскольку количество отработанных в школе лет, по словам Любови Духаниной, накладывает ограничения на трудоустройство некоторых категорий работников – таких как ученые, которые недавно получили второе педагогическое образование, дающее право работать в школе.
Квалификационный уровень действует в течение пяти лет, по истечении срока требуется его снова подтвердить.
Еще одна важная задача заключается в том, чтобы увязать систему оплаты труда педагогов с квалификационными уровнями.
По словам Любови Духаниной, председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков поддержал эту идею, но реализовать ее будет не так просто из-за больших финансовых затрат.
Так, согласно данным мониторинга Общероссийского народного фронта, проведенного в 2019 году, в 23 регионах зарплата педагогов оказалась ниже МРОТ. Для доведения ее до этого уровня потребовалось бы 67 млрд рублей.
«Дважды Госдума обращалась к Минфину с просьбой выделить эти средства регионам, но Минфин нас пока не услышал. Но я очень надеюсь, что на эту статью будут найдены деньги», – отметила Любовь Духанина.
Что касается новых моделей оплаты труда учителей, которые сейчас активно обсуждаются, то из всех предложений была выбрана та, в соответствии с которой базовый оклад педработников будет равен 70% от средней зарплаты по региону. Для решения этой задачи потребуется порядка 990 млрд рублей.
«Это колоссальная сумма, но работа в этом направлении продолжается», – заверила Любовь Духанина.