Дистанционное обучение // Колонка

Если на дистанте учителя «тупо велят читать учебник», они так делали и в школе

Социолог и ведущий научный сотрудник МГПУ Любовь Борусяк о том, почему онлайн-обучение – отражение системы образования в целом.

Если на дистанте учителя «тупо велят читать учебник», они так делали и в школе
Иллюстрация: blitzmetrics.com

Обсуждение онлайн-обучения, его очевидных минусов, а для кого-то и очевидных плюсов, ведется уже много месяцев. Страсти становятся все более острыми, а поскольку дистант продлевается и продлевается, стало ясно, что это надолго. Кто-то боится, что навсегда, но это настолько маловероятно, что вряд ли стоит внимания.

«Вы думаете, что в школе было иначе?»

Мне показался важным следующий аспект критики онлайн-обучения: многие учителя не только плохо справляются с техническими проблемами обучения, не могут овладеть онлайн-платформами, но и учат гораздо хуже, чем это было раньше, при традиционном формате работы с учениками. Постоянно слышу и читаю жалобы подобного рода: «Что это за учеба по компу? У нас учителя тупо велят читать учебник, а потом дают контрольную работу. Наверно, они в это время на кухню уходят и щи варят», «Разве такое в классе возможно? Я рядом с дочкой сижу, краем уха слышу, какую пургу училка несет. Вот вам ваше заочное образование» и пр. Реакции на такие возмущенные посты в соцсетях разные.

Одни родители добавляют аналогичные рассказы, другие радостно пишут, что в их школе такого безобразия нет, а третьи задают совсем не риторические вопросы: «А вы думаете, что в школе было иначе? Я давно думаю забрать ребенка на семейное обучение, а теперь убедилась, что в школе им просто нечего делать».

Если говорить об учителях, которые «тупо велят читать учебник» или зачитывают его сами вслух, то они не из-за ухода в онлайн так делают, они так или почти так учили, если можно так назвать этот процесс, и офлайн тоже.

Причем, может быть, уже в течение многих десятилетий. Не умеют они иначе, такой у них профессионализм и интерес к своей работе. Можно их за это осуждать, можно принять во внимание низкую зарплату, высокую нагрузку, занятость бессмысленными отчетами, на что они справедливо жалуются, но это дела не меняет. Если учитель может и хочет учить, он старается это делать. У одних получается лучше, у других хуже, но чтением учебника дело не ограничивается.

То же самое относится к тому, что родители называют «несет пургу», то есть (справедливо или нет) расценивают как слабое знание учителем своего предмета.

Если учитель - профессионал, он знает свой предмет. С переходом на дистанционное обучение эти знания не улетучиваются. Просто раньше родители были далеко от школьных уроков, а теперь стали их очевидцами.

Такое приближение к уроку, близкое за ним наблюдение стали для многих родителей совершенно неожиданным открытием, иногда даже потрясением. Это тяжелое открытие, но, как говорится, теперь с этим жить. Одни повозмущаются тем, что считают безобразием, но понадеются, что с переходом в офлайн все будет иначе, гораздо лучше. Другие задумаются, что делать: начнут искать другой класс, школу, даже переход на семейное образование. Но проще всего все-таки успокоить себя тем, что все дело в проклятом онлайне, на который зачем-то, возможно из злонамеренных побуждений, перевели их детей.

Разве раньше дети не уставали?

Давайте исходить из того, что большинство учителей работают добросовестно, свой предмет знают неплохо, но новая ситуация просто обнажила, ярко продемонстрировала проблемы школьного обучения вообще, проблемы сложившейся десятилетия назад классно-урочной системы. Дело не столько в отдельных учителях, хотя и в них тоже, дело в системе как таковой. Да, сидя много часов подряд у компьютера, дети очень сильно устают. Но разве они не уставали и раньше, просидев неподвижно восемь уроков в душном классе?

Нагрузка на глаза у них была меньше, но меньше ли нагрузка на мозг? Число основных и как бы дополнительных, но фактически обязательных уроков в день в российской школе растет от десятилетия к десятилетию.

Постоянно предлагают ввести в школьную программу еще какие-то важные, необходимые современному человеку предметы: психологию, шахматы, финансовую грамотность и пр. Сейчас их нет, поэтому школьное образование хромает. Если еще что-то добавить, ситуация улучшится, только вот уроков станет десять в день. Но разве дело в числе предметов и глубине программы? Разве многочасовое сидение юного человека на месте, когда он занимается непонятно для чего ему нужными теоремами, формулами и книгами, ведет к росту интереса и мотивации? (Без интереса и мотивации участников образование не может быть эффективным). Разве система: учитель рассказал, дети запомнили, потом устно или письменно воспроизвели услышанное, сейчас работает не вхолостую? Это система, где знания переливаются из одного сосуда в другой, и ученик – этот другой сосуд, выполняет пассивную роль, потому что никакая активность не предполагается. Его дело – выучить, запомнить, но все, что запоминается без понимания, что это дает и как это можно использовать, очень быстро забывается.

Нулевая отметка в онлайн-обучении давно пройдена

Вернемся к учителям, к хорошим учителям. Действительно, очень многие наработки и приемы, которые успешно работают в классе, при онлайн-обучении теряют свою эффективность. На удаленке гораздо сложнее удерживать внимание школьников, поскольку невозможна прямая коммуникация. Требуются новые способы подачи и контроля материала, другие формы повышения мотивации школьников. Нельзя сказать, что весь миллион российских учителей оказался в нулевой точке и каждому приходится что-то придумывать в одиночку, с чего-то начинать. Нулевая отметка в онлайн-обучении давно пройдена, только не все учителя об этом знают. Есть опыт онлайновых образовательных платформ, есть опыт учителей, которым они делятся в профессиональных кругах, есть сообщества, где этот опыт нарабатывают и апробируют совместными усилиями. Все есть, но для такой новой и непростой работы требуется много времени, сил и мотивации, а всего этого часто не хватает не только школьникам, но и учителям. А в результате те же восемь уроков, только возле экрана компьютера, а потом еще надо успеть сделать домашнее задание.



Новости





























































Поделиться