BIG DATA // Статья

Ректор ВШЭ: Онлайн для школы стал костылем, но не в этом будущее школьного образования

  • 11 ноября 2020

Ректор ВШЭ: Онлайн для школы стал костылем, но не в этом будущее школьного образования
Иллюстрация: behance.net

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в докладе «Цифровые технологии: от эволюции к революции» на конференции Яндекса рассказал о том, какие уроки вынесла российская система образования из вынужденного локдауна, что значит цифра для школы, какие платформы необходимы вузам и как преодолеть новую пропасть между возможностями доступа к технологиям.

Школе не нужен дистант, школе нужна цифра

Ректор начал, по его словам, «с очень древней темы, похожей на сегодняшнюю». Больше 100 тысяч лет назад свершился переход людей от занятия охотой и собирательством к практике культивирования растений и разведения животных. Этот переход стал вынужденным и произошел, возможно, в результате изменения климата на планете.

Сегодняшняя ситуация также должна стать поворотной. В частности, в цифровизации системы школьного обучения. Дистанционное обучение в школе – мера вынужденная. Онлайн для школы стал костылем, но не в этом будущее школьного образования. Школе не нужен дистант, школе нужна цифра, школа равно живое общение, «даже в вузах мы как можем оставляем офлайн для первокурсников», говорит ректор Вышки.

До пандемии 4/5 школьных учителей и 2/3 преподавателей вузов не использовали цифровые технологии в классе и аудитории. Персональные компьютеры есть не более, чем у ¾ российских домохозяйств.

Наиболее уязвимы с точки зрения цифрового неравенства – дети из многодетных семей и семей, уровень дохода которых ниже прожиточного минимума, это примерно четверть всех российских школьников.

Среднероссийские показатели доступности интернета ниже мирового уровня, что объясняется, в частности, большим количеством труднодоступных территорий. Люди нередко жалуются на высокую стоимость подключения к сети, в некоторых регионах доля таких граждан доходит до 40%. Около 40% школ имеют доступ интернету только со скоростью не выше 2 Мбит/с, а значит, они не могут рассчитывать на качественный звук и видео, что необходимо для дистанционных занятий. Не менее остро стоит вопрос недостаточности цифровых компетенций, методической и психологической подготовки педагогов.

Между тем, «цифра для школы – это симуляторы технологий, которые позволяют найти таланты, тех, кто демонстрирует их в искусстве, спорте, науке, тех, кто талантливо работают руками, талантливо готовят, исполняют сложные регламенты», убежден ректор.

Это также образовательные игры, то есть замещение «скучного» учителя, а для учителя – это интерактивные задачники, то есть замещение «скучной» проверки тетрадок.

Иными словами, цифра должна помочь преодолеть издержки классно-урочной системы. Однако в стране наблюдается дефицит интерактивных учебных пособий. Как показала практика, новые разработки «не встречают проблем с движками», проблемы скорее с контентом, «контент надо писать, а это дорого, и мало кто предъявляет платежеспособный спрос на это», констатирует Ярослав Кузьминов.

Для начала нужно понять, что цифра это не онлайн, как многие считают, «это робот, движок, на который мы навешиваем образовательный контент». Есть четыре элемента, в которые нужно инвестировать. Это предоставление материала информирования – его можно сделать интересным, увлекательным, это обработка выполнения заданий, где простейший искусственный интеллект может обеспечить обратную связь, это контроль и коррекция домашнего задания, рассказывает ректор Вышки.

В то же время, по словам, Ярослава Кузьминова, «если дистант для школы это плохо, то для вузов дистант – это будущее». Но почти 40% вузов до пандемии имели низкую производительность каналов доступа к интернету. Только 11% образовательных программ реализовывались с применением дистанционных образовательных технологий. И только 45% вузов пользовались цифровой системой управления образовательным процессом (Learning Management System).

Тем не менее, говорит ректор, в целом можно сказать, что система высшего образования справилась со стресс-тестом. Почти все вузы продемонстрировали готовность мобилизоваться и работать в новом режиме, и осознание новых возможностей и вынужденных технологических ограничений высшего образования дают шанс на то, что российское высшее образование сделает шаг в повышении своей конкурентоспособности.

Что необходимо сделать

  • сформировать Национальную программу поддержки разработки онлайн курсов и курсов смешанного обучения;
  • поддержать создание и распространение адаптивных тренажеров для студентов;
  • обеспечить достижение полной цифровой зрелости всех вузов на основе использования решений передовых вузов, поддержанных технологическими компаниями (завершение проекта «Цифровой университет»);
  • создать условия для постоянного достраивания национальной платформы образовательных ресурсов новыми онлайн-курсами и необходимым функционалом;
  • обеспечить поддержку экспорта онлайн-образования, что особенно важно в условиях закрытия физических границ.

Отвечая на вопрос, как избежать новой пропасти между материальными возможностями школьников и студентов, которая может возникнуть по причине необходимости обзаводиться разнообразной техникой, Ярослав Кузьминов выделил три необходимых шага для школы и вузов:

«Мне кажется, построить мост довольно легко. Он должен состоять из трех элементов. Для школы – это планшет каждому, кто нуждается в том, чтобы ему планшет купили, и это всего лишь по $500 на школьника; это хороший интернет за счет государства, доведенный до каждой квартиры; плюс это некоторый набор курсов (их сейчас просто мало); для вузов это единая цифровая платформа, которая будет покупать ресурсы все цифровых библиотек мира и делать их доступными не только для МГУ и Вышки, а для каждого из 600 гражданских вузов и 2000 их филиалов»? - заключил ректор.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube