Так ли плоха традиционная школа? «Мы учились, и вроде все в порядке» – популярный аргумент, хотя по сути он уже защита. Традиционная школа – это вовсе не государственная или частная. Это школа, где к человеку подходят с установкой на неверие в него. Где его формируют, иначе он вырастет неучем. Где его незнание «лечат».
Традиционное образование, в массе не ориентированное на человека, стремится вложить ему некоторую заданную картину мира, не сильно вдаваясь в особенности индивидуальной человеческой реальности или делая вид, что она учитывает направленность человека, с помощью эрзаца выбора типа индивидуального профиля. Почему это малоэффективно?
- Очень много времени и ресурса уходит на сопротивление человека такому воздействию, так как его индивидуальная реальность частично уничтожается.
- Получившаяся картина мира чаще всего представляет из себя семь перпендикулярных красных линий, некоторые из которых ещё и прозрачные. То есть эта картина, по выражению Ушинского, напоминает «вереницы мёртвых ласточек», целостностью чаще всего не обладая.
- Человек теряет мотив к дальнейшему развитию собственной картины мира и приобретает зависимость от внешнего воздействия для принятия решений в собственной жизни.
Мы учились и чаще всего получили именно это.
Наш мир частично уничтожен – мы не заметили и все ещё многого о себе не знаем.
Набор наших представлений об окружающем перегружен противоречиями, мифами и огромными лакунами, которые мы чаще всего не в силах заполнить сами. И да, нередко мы как продукт традиционного образования сидим и ждём, когда же наконец произойдут те самые изменения в нашей жизни, ради которых мы так старались.