Качество образования // Комментарий эксперта

Экзамен – порождение того периода, когда был дефицит информации и для обучения был нужен конвейер


Экзамен – порождение того периода, когда был дефицит информации и для обучения был нужен конвейер
Фото: wdb.space

Греф – именно того уровня фигура, которая может повлиять на незыблемые стереотипы консервативного образования. Он сосредоточился на эмоциональной сфере, что, конечно, важно, но недостаточно для реализации идеи. Я чуть меньше года назад опубликовал статью «Освободить образование от экзамена» – можно найти ссылку на моем сайте. Там давил на смысловую часть, что страна учится ради экзамена. Это убивает образование в его истинном смысле слова как построение картины мира. Что витиеватости вокруг ФГОС – пустопорожние разговоры на фоне реальной цели всех участников.

Экзамен – порождение того периода, когда был дефицит информации и для обучения был нужен конвейер. Сейчас это работает все хуже и хуже.

Если мы ставим задачу организации истинного образования и хотим обеспечить каждому индивидуальную, оптимальную для него образовательную траекторию, экзамен по сути инороден: кто кого должен проверять?

Если я как ученик хочу проверить, насколько качественно учитель выполнил свое обещание меня научить, логичнее пойти в независимый центр оценки. Там же получить признаваемый в мире сертификат о подтверждении моих знаний/умений. Я сам иду на проверку своих знаний/умений, когда мне нужно. И из полученных подтверждений формируется мой индивидуальный профиль, с которым я поступаю на учебу или выхожу на рынок труда. Естественно, этот профиль сегодня должен быть цифровым, без бумажек. Кто очень любит бумажки, может их распечатать у нотариуса.

Но Греф не сказал о самом главном: чтобы эта логика заработала, у каждого должен быть образовательный запрос. Нет запроса – нет осознанной индивидуальной образовательной траектории.

Профанацию мы всегда можем построить, но зачем? А откуда в нашей системе возникнет образовательный запрос, если мы не представляем себе иного обучения, как юзом по столу?

Так что, если Герман Оскарович меня прочитает, пусть начнет гнать волну про новую задачу системы образования – не отбивать «хотелки» у детей прямосидением за партой, а выявлять и развивать образовательный запрос. Иначе потом все будут ругать реформаторов за дутые индивидуальные траектории, убившие «наше замечательное советское образование».



Новости





























































Поделиться