Ключевой темой обсуждения стал вопрос о заработной плате педагогов, в частности, учителей и работников дошкольного образования.
Как все, вероятно, помнят, на парламентских слушаниях 24 июня министр просвещения Ольга Васильева и председатель Государственной думы Вячеслав Володин озвучили идею о том, что базовый оклад или базовая ставка (18 часов в неделю) для российского учителя должна быть на уровне 70% от средней заработной платы по региону.
Нетрудно посчитать, что с учётом доплат за классное руководство, проверку тетрадей и с учётом того, что средний российский учитель даёт почти 30 уроков в неделю, в этом случае средняя заработная плата учителя, причём каждого, а не в среднем, окажется значительно выше средней по региону.
Тем не менее, на заседании рабочей группы представитель Министерства просвещения, Анна Хамардюк, директор Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования, подвергла ревизии позицию своего министра и парламентских слушаний. Нам предлагали отказаться от идеи, согласно которой базовый оклад педагога должен быть не менее 70% от средней заработной платы по региону, и заменить её на позицию, согласно которой средняя зарплата учителя (не педагога, а учителя) должна стремиться к 150% от средней зарплаты по региону. Возникла уникальная ситуация, когда мне пришлось выступить против этого предложения Министерства просвещения.
Пришлось выступить по двум причинам. Во-первых, потому что при базовом окладе в 70% от средней зарплаты по региону суммарная зарплата педагога наверняка окажется не ниже 150% от средней по региону. Во-вторых и главным образом, потому что есть разные способы повышения заработной платы. И, как мы видим, в основном повышение заработной платы учителей свелось к увеличению их нагрузки.
Ещё раз напоминаю, по данным Общероссийского народного фронта, уже в 2016 году среднее количество уроков российского учителя составляло 28, то есть учитель работал более чем на 1,5 ставки. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, в 2018 году каждый восьмой учитель работал на две ставки.
Нетрудно посчитать, что если мы введём среднюю зарплату учителя на уровне 150% от средней по региону, то завтра не каждый восьмой, а, наверное, каждый второй, если не две трети учителей, будут работать на две ставки и более, что неминуемо скажется на здоровье, эмоциональном выгорании и качестве образования. Поэтому позиция, согласно которой надо стремиться к установлению платы учительского труда в расчёте за одну ставку или базовый оклад, представляется гораздо более правильной.
В итоге участники, члены рабочей группы, настояли на собственной формулировке, и, судя по всему, именно эта версия, а именно – базовый оклад учителя, и, соответственно, воспитателя детского сада должен быть не ниже 70% от средней по региону – сохранится в итоговом документе парламентских слушаний.