Еще Альберт Эйнштейн некогда заметил, что «образование есть то, что остается, когда все выученное забыто». Следуя его логике, приходится объективно признать, что ключевым результатом образования является не запомненный объем фактологического материала или последовательности событий и действий, а достигнутый уровень мыслительных (когнитивных) способностей человека – умение думать, работать с информацией, выстраивать последовательность действий, планировать ход решения задачи.
Но сегодня это еще не все.
Чтобы производить конкурентоспособный продукт для постоянно меняющегося инновационного рынка, надо уметь покупателя удивлять.
А для этого необходимо не только знать его потребности, но и быть внимательным, чувствовать желания, слушать, вести диалог. Постоянно анализировать, как меняются запросы потребителя, и добросовестно трансформировать его ответы в усовершенствования товара, производственного процесса, услуги.
То же происходит и внутри компаний. Современный продукт или услуга, чтобы быть выпущенными в новом качестве, столь сложны, что детали их изменений могут быть поняты и приняты к исполнению только в результате серьезной вовлеченности всех членов организационной команды. Вот почему в составе типов трудовых действий работников с конца 60-х годов интенсивно нарастает число таких производственных операций, которые предусматривают высокую внутреннюю самоорганизацию, аналитические способности, межличностную коммуникацию и взаимодействие с профессионалами. Исследования динамики трудовых операций на американском рынке труда, которые приводят авторы доклада, показали рост нерутинных операций, что предполагает существенную роль креативности, социальных навыков. Этот тренд создает вызов для системы непрерывного образования, которая преимущественно была настроена на профессиональные навыки.
Интерес к общим когнитивным и социальным навыкам связан не столько с социальными задачами государства, сколько с прямым запросом работодателей.
Им важно, что эти навыки обеспечивают эффективную реализацию профессиональных компетенций за счет успешной интеграции и структурирования трудовых коллективов для решения профессиональных задач. Работники, овладевшие этими навыками, сами определяют источники роста, риски и опасности в реализации производственного процесса, контролируя и поддерживая на высоком уровне качество выпуска продукции с высокой производительностью.
Таким образом, успешность экономического развития территорий в целом и каждого человека в отдельности теперь больше зависит от знаний, навыков и уровня образования людей, нежели от производственных ресурсов. Так постепенно значимость капитала физического сменяется человеческим капиталом. А навыки становятся настоящей новой валютой XXI века.
Биографии большинства великих и успешных людей, особенно в бизнесе, показывают: все они, не имея изначального доступа ни к капиталу, ни к средствам производства, работая «в гараже», смогли начать новые проекты, создать всемирно известные компании.
Их знания, умения, навыки, выносливость и физическое здоровье, то есть запас их человеческого капитала, и позволил добиться такого ошеломляющего успеха!
В докладе подробно рассматривается новый Индекс человеческого капитала, который измеряет последствия пренебрежения инвестициями в человеческий капитал с точки зрения снижения производительности следующих поколений работников. Проведенный анализ показывает, что в странах с самым низким на данный момент уровнем инвестиций в человеческий капитал производительность работников будущего поколения будет на треть или даже наполовину ниже, чем могла бы быть, если люди были совершенно здоровы и получали качественное образование. При этом в рейтинге Россия занимает уверенное 34-е место из 157 обследованных стран.
И все же для нашей страны, где повышение производительности труда является одной из национальных целей, весьма актуальным для изучения представляется предлагаемый проект развития человеческого капитала.
Дело в том, что переход на модель экономического роста за счет развития человеческого капитала наиболее востребован в странах, стремящихся обеспечить устойчивое повышение экономического благополучия и качества жизни своего населения. Как правило, это страны, которые или уже исчерпали возможности дальнейшего роста за счет других источников (например, природные ресурсы), или находятся в ситуации вынужденного выбора в условиях резко изменившейся конъюнктуры (например, радикальные трансформации финансовых рынков, санкции и т.п.).
В основе роста человеческого капитала в этом случае может лежать реализация двух компонентов, стабильно улучшающих качество человеческого капитала. Во-первых, раннее преодоление неуспешности при постоянной оценке образовательных результатов, обеспечение успеха каждого человека. Во-вторых, опережающее развитие ключевых навыков и компетенций, имеющих значение как для рынка труда, так и для жизни населения в современном обществе.
Очевидно, что для более эффективной политики роста потребуется иметь больше информации и более точно измерять базовый человеческий капитал – даже там, где наблюдается полная готовность инвестировать в него. Вот почему предлагаемый проект заставляет обратить внимание на измерение и сопоставление Индекса человеческого капитала, программу сбора информации о состоянии человеческого капитала, а также стратегию ускоренного привлечения инвестиций в человеческий капитал.
«Век живи – век учись. Непрерывное образование в России» – так называется обзор на тему непрерывного образования, выпущенный коллективом исследователей из НИУ ВШЭ Высшая школа экономики. Скачать монографию можно здесь.