Каждый российский школьник будет оставлять «цифровой след», профильные классы «вымрут как класс», а искусственный интеллект станет верным помощником учителя. Такой прогноз сделал директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Алексей Дренин, комментируя итоги крупного международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС, прошедшего в ХМАО.
«Школа в условиях цифровой среды будет меняться, в будущем нас ждет ломка классно-урочной системы», ‒ заявил он в беседе с корреспондентом РИА Новости, добавив, что уже сегодня наблюдается серьезный конфликт «digital среды», в которой живут ребята, и классической системы школьного образования.
При этом он напомнил, что в ХМАО проходит любопытный эксперимент, связанный с персонификацией образовательных траекторий. В регионе внедряется цифровая платформа «Образование 4.0».
«Педагогам дается гибкий цифровой инструмент для построения индивидуального обучения. Это не классическая классно-урочная нагрузка, а совершенно иные подходы.
Каждый предмет реализуется по 5 уровням сложности (в зависимости от индивидуальных образовательных способностей). Ребятам ставят задачи, 2–3 дня они работают в рамках одного предмета, например, решают математические задачи.
Они могут пользоваться любыми гаджетами, черпать информацию из интернета, общаться друг с другом, но в итоге они должны прийти к конкретному результату, а затем защитить технологию, которая привела их к такому результату», ‒ рассказал он.
Как заверил директор департамента, спустя неделю работы педагоги и ученики сказали, что не хотят возвращаться к старым классическим подходам. «Как сейчас формируются классы? Например, есть 10 «Д», в лучшем случае ‒ это профильный класс. Кстати, профильные классы в скором времени «умрут». Кто сказал, что в профильном математическом классе я не могу углубленно изучать иностранный язык или литературу?», ‒ рассуждает Алексей Дренин. По его мнению, в школе будущего произойдет уход от классной системы, формирование школьных групп будет зависеть от образовательных способностей детей.
Это будут не классические уроки, а интенсивные предметные потоки, 2–3-дневное погружение в один предмет, полагает он.
При этом по его словам, совершенно очевидно, что образование будет напрямую зависеть от искусственного интеллекта. «Если мы входим в цифровую эпоху, встает вопрос адекватного и качественного контента. Представление о контенте как об оцифрованном учебнике («электронная версия, которую не надо класть в ранец и носить за плечами») ‒ полная ерунда. Цифровой контент – это принципиально другой подход, максимальный интерактив, серьезная обратная связь, анализ образовательного результата», ‒ отметил глава департамента, добавив, что еще одной серьезной проблемой станет формирование «цифрового следа».
«Мне жаль экспертов, которые думают, что цифровой след – некое портфолио с отсканированными дипломами и сертификатами», ‒ сказал он, подчеркнув, что цифровой след в образовании будет представлять собой серьезный массив данных, содержащий тысячи параметров.
К его формированию, по его словам, мы только начинаем подступаться. Когда он будет сформирован, это будет не ручное отслеживание того, где у школьника пятерки или двойки, а серьезный анализ его психологического портрета, образовательных успехов, «цифровой след» будет оказывать существенную помощь педагогу, предлагая наиболее эффективные пути обучения.
Вместе с тем, как признает эксперт, окончательное решение останется за педагогом: «цифровые технологии не смогут вытеснить педагога, поскольку человек всегда будет гармонизировать изменения цифровой среды».