Второй день мыслями возвращаюсь к простому эпизоду, который запустил волну размышлений в моей голове.
Мой младший сын Саша в этом году пойдёт в первый класс.
Веселый шебутной умненький пацан.
И вот, укладывая его на днях спать, рассказываю, что скоро он пойдёт в школу. Что родители учеников сделали чат, где разные вопросы обсуждают, например форму...
И тут он меня спрашивает:
«Мама, а что такое “форма”»?
И я понимаю, насколько мой ребёнок живет вне таких понятий.
Ну я рассказываю про одинаковую одежду для учеников класса.
И он так же недоуменно спрашивает меня: «А зачем?»
Я ему начала что-то говорить про опрятность и аккуратность...
А потом остановилась, понимая, что вопрос вообще-то не в этом. Я знаю, что с детьми надо всегда по-честному.
Поэтому я сказала:
«Знаешь, Саня, я считаю, что вообще-то форма не очень хорошая штука. И думаю, что люди могут сами решать, как им одеваться. Когда я была маленькой, мы всегда ходили в школу в форме. Такое вот было время. Сейчас дети ходят в форме совсем мало, только в начальной школе. А потом не ходят. Наверное, скоро и это уйдёт. Потому что важно, что каждый человек отличается от другого. И одежда тоже у него поэтому может быть другая».
И теперь я все возвращаюсь мыслями к этому Сашиному простому вопросу: «А зачем форма?».
Мне интересно сформулировать своё текущее осмысленное отношение к этой теме и к тому, что стоит за этим вопросом.
Да, наверное, в сегодняшней российской школе в первом классе форма нужна. Чтобы как-то переключить детей в новый формат. Более строгий, собранный и организованный. С порядком извне.
Но при этом.
С точки зрения образовательной, если считать, что мотивом для получения знаний должен быть интерес и индивидуальная творческая любознательность, а не заполнение ребёнка информацией извне, то форма не нужна.
С точки зрения воспитательной, если мы за творческую реализацию каждого человека, если у нас нет задачи воспитывать унифицированный коллектив, нет задачи «отформатировать» ребёнка, то форма опять не нужна.
И?
На мой взгляд, система образования не случайно считается сегодня одной из наиболее закрытых для изменения сфер.
При всех теоретических размышлениях эта система, как ни крути, в целом слабо ориентирована сегодня на возбуждение интереса к окружающему миру, на воспитание человеческой идентичности и включение в современный активно меняющийся мир.
Увы, но, наверное, это так.
И да.
Сегодня есть немало людей, которые вовсе не отдают детей в общеобразовательную школу. Это уже не кажется чем-то шокирующе невозможным. И, кажется, такие дети не становятся социальными «Маугли».
Я буду признательна, если вы расскажете о примерах обучения детей вне общепринятых форматов сегодня.
Мне хотелось бы это обсудить.