9 мая для меня день поминовения погибших на войне. Не только моих родственников, не вернувшихся с войны, но всех, кто пострадал. И это абсолютно ВСЕ люди на Земле, включая и саму планету. Такое количество насилия и страдания, вкинутые в общее поле человеческого сознания, искорежили всех, включая потомков, на несколько поколений вперед.
И вот уже несколько лет, с момента этого пришедшего ко мне осознания, 9 мая стал для меня испытанием. Я вдруг увидела иначе формат того, как вспоминают с детьми ужасы Великой Отечественной войны в школах.
Шаблон везде один – концерт с песнями о войне, страшные сценки про войну, дети в военной форме, в пилотках…
С одной стороны, эти концерты вводят чувствительных детей в скорбь, боль и возмущение, даже неприязнь к фашистам (часто = немцам).
С другой стороны, окутывают всю эту военную тему романтизмом – юные девочки с голубыми глазами в форме на фото в соцсетях, мамы, которые специально шьют своим детям военные костюмы на этот праздник…
Но плакали матери, когда видели своих детей в военной форме в военное время. Плакали и не в военное, отправляя в армию, а тем более на фронт.
Я недавно посмотрела фильм «Список Шиндлера». И самым сильным для меня потрясением был эпизод, показывающий, что умонастроения «мирного» населения жаждало расправы над евреями. И это было первично. Это было еще до начала военных действий. До геноцида. А может, это состояние людей позволило всему этому случится?
Так что же мы в школах на самом деле вызываем в детях, таким образом празднуя 9 мая? Многие дети хотят быть героями, красиво проявить свою жизнь.
Но вот вопрос, а какой еще героизм, кроме военного, представлен детям в школе так ярко, масштабно и регулярно, с долгой подготовкой к событию?
Что тогда остается в ребенке? Герои – это только воины? Пока война окутана духом романтизма, пока мальчики хотят через демонстрацию силы доказывать свою доблесть, пока девочкам это нравится, и пока мамы все это поддерживают – война будет продолжаться.
А ведь так хочется мира, благополучия, процветания жизни.