О необходимости введения ЕГЭ – новой формы итоговой аттестации,объединяющей выпускные экзамены в школе и вступительные в вузы, заговорили еще в начале 2000-х.
16 февраля 2001 года вышло Постановление Правительства №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», и в Республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях прошла первая апробация ЕГЭ по 8 учебным дисциплинам.
С каждым годом количество участников эксперимента росло, охватывая все больше регионов. В 2008 году его сдавали свыше миллиона учащихся во всех субъектах РФ.
С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.
За это время вышло достаточное количество научных исследований, посвящённых ЕГЭ, изменилось содержание КИМ (отменены тестовые части по всем дисциплинам, кроме иностранных языков), а полного согласия в обществе о целесообразности этого экзамена так и не достигнуто.
Сторонники утверждают, что ЕГЭ повышает мобильность абитуриентов, увеличивая их шансы на поступление в вузы других городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, и обеспечивает объективную, независимую оценку их знаний. Оппоненты возражают, что ЕГЭ снижает качество образования, сводя весь учебный процесс к натаскиванию на подготовку к экзамену, и создает стрессовые ситуации для учащихся. Жесткие меры контроля, введенные в школах: видеокамеры в ППЭ, металлоискатели на входе и другие меры. С одной стороны, это обеспечивает прозрачность экзамена, с другой – становится фактором стресса.
Надо ли превращать экзамен в подобие тюремной камеры или меры, введенные Рособрнадзором, оправданны. Приводим комментарии экспертов.
«Тюремные меры» – это какой-то штамп
Владислав Колесников, заместитель директора школы № 2120
Психологической травмы, на мой взгляд, не существует – обучающиеся, которые имеют багаж знаний, справляются с экзаменами без особых проблем, а кто относился халатно к обучению, тот и испытывает психологические трудности. В любом случае мы оказываем всестороннюю психологическую поддержку как своими силами, так и с помощью специалистов Городского психолого-педагогического центра.
«Тюремные меры» – это какой-то штамп. На самом деле для получения независимой и достоверной оценки качества знаний во всем мире прибегают к подобным мерам, и это должен понимать каждый: исключение коррупционной составляющей – тоже важный аспект. Видеорегистрация в пункте проведения экзамена позволяет решать конфликтные ситуации как со стороны участников ГИА, так и со стороны организаторов, а также рассмотрение апелляций государственной экзаменационной комиссией при несогласии с выставленными баллами при проверке.
Наша школа не является исключением, и организация ППЭ строго отвечает требованиям законодательства.
Это НЕ
тюремные меры
Федор Князев, заместитель директора школы № 2065
– В чем, по Вашему мнению, состоит основная психологическая травма ЕГЭ для родителей и учащихся?
Нельзя сказать, что это психологическая травма. Школьники еще с первого класса знают о том, что их ждет в конце школьного обучения, в 11-м классе. И это не травма, а тревожность. Старшеклассники переживают на сколько качественно они подготовились к ЕГЭ, волнуются, что не сдадут экзамены, не поступят в институт.
– Можно ли обойтись без тюремных мер (видеокамеры, металлоискатели и так далее)?
– Это НЕ тюремные меры. Повышенный уровень контроля необходим для прозрачности единого государственного экзамена. Мы получаем действительно честные результаты.
– Как эти проблемы решаются в вашей школе?
– Это не проблемы, это текущая работы школы. С выпускниками постоянно ведется работа по подготовке к экзаменам, в том числе с участием психологической службы. А повышенный уровень контроля – это прозрачность ЕГЭ.
Для спокойствия учеников нужно всего два условия: знание предмета и привычная обстановка на экзамене
Анна Постникова, директор школы № 1354 «Вектор»
– В чем, по Вашему мнению, состоит основная психологическая травма ЕГЭ для родителей и учащихся?
– Выпускники боятся нового, неизвестного. Поэтому для их спокойствия нужно всего два условия: знание предмета и привычная обстановка на экзамене. Школа всемерно помогает в этом: помимо того что старается хорошо и качественно учить, проводит тренировочные срезы в режиме ЕГЭ.
– Можно ли обойтись без тюремных мер (видеокамер, металлоискателя и так далее)?
– Вопрос риторический. Стоит задуматься: а все ли выпускники сами честные и ответственные?
– Как эти проблемы решаются в вашей школе?
– Как правило, мер, которые предпринимает школа, вполне достаточно для успешной и спокойной сдачи ЕГЭ.