Качество образования // Аналитика

Проект стандарта не отвечает вызовам времени

До 19 декабря 2019 года наше правительство должно принципиально обновить содержание школьного образования.

Проект стандарта не отвечает вызовам времени
Фото: gdb.rferl.org

В поручении президента так и сказано: «обновление федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации».

В рамках исполнения этого поручения ведомство опубликовало проект нового Федерального образовательного стандарта для общественного обсуждения.

Авторы проекта неизвестны, публично названы три педуниверситета: Санкт-Петербургский университет им. Герцена, Московский государственный (бывший им. Ленина), Московский городской педагогический университет.

Но из источников, близких к аппарату правительства, известно, что в разработке принимали самое активное участие подведомственные организации Рособрнадзора, особенно Федеральный институт педагогических измерений, а ключевые дискуссии проходили на площадке издательства «Просвещение».

Документов, подтверждающих наличие официальной рабочей группы или групп по разработке проекта, обнаружить не удалось. Зато на этапе закрытых встреч на площадке «Просвещения» удалось собрать самых разных игроков: депутата Любовь Духанину, представителей Рособрнадзора Ольгу Решетникову, проректора ВШЭ Исака Фрумина, ректора МГПУ Игорь Реморенко, руководителя ТемоЦентра Марианну Лебедеву.

И вот здесь на сцене появляются Федеральные государственные образовательные стандарты, по которым будут строиться примерные образовательные программы, писаться учебники, формироваться основные образовательные программы, конструироваться кодификатор ЕГЭ и сами КИМы.

И развилка простая: либо мы принимаем стандарты, которые отражают сегодняшние подходы – они уже отражены в программах, учебниках, КИМах ЕГЭ, и тогда проигрываем в соревновании с будущим. Потому что результаты, которые мы получим благодаря таким стандартам, будут готовить к сегодняшней жизни.

Либо разрабатываем и обсуждаем новые подходы к образованию, обращаясь в том числе к тем, кто уже давно на передовой нашего образования.

Я не увидел в проекте стандартов того, что отвечает вызовам сегодняшнего дня.

Почему этих решений нет в предлагаемом проекте образовательных стандартов?

У меня есть версия ответа на этот вопрос.

Скорее всего потому, что в этом стандарте описаны результаты, которые чиновники сегодня умеют проверять: через контрольные работы или другие надзорные мероприятия.

А сложные результаты, не поддающиеся простому проверочному измерению, в этот проект не вошли.

Но как же тогда проверить, соответствует ли этот стандарт задачам подготовки ребенка к будущей жизни? Просто поверить чиновникам на слово?

Это напоминает анекдот про урок математики в грузинской школе (прошу не обижаться наших коллег – надеюсь на их чувство юмора):

– Вано, теорему Пифагора знаешь?

– Знаю, батоно учитель.

– Докажи!

– Мамой клянусь!

Так и нам чиновники из Минпроса «мамой клянутся», что этот стандарт отвечает вызовам времени.

Не верю!



Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться