Чиновники, представители ОНФ, экспертных и общественных организаций обсудили обновление федеральных государственных образовательных стандартов. Как рассказал статс-секретарь – заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович, опубликованные в сети для широкого обсуждения проекты новых ФГОС собрали тысячи комментариев. Стандартам предстоит пройти ряд экспертиз и еще одно общественное обсуждение. Эта работа должна завершиться до конца года.
Проекты обновлённых ФГОС начального общего и основного общего образования тексты проектов стандартов опубликованы на сайте. На портале отдельно с пояснительной запиской представлен проект ФГОС начального общего образования и аналогично — основного общего. Общественное обсуждение проходит до 29 апреля.
В новых ФГОС отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. В Минпрсвещения убеждены, что детально сформулированные требования стандартов помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием конкретного предмета и соотнести его с практикой изучения данного предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.
«Проекты вызывают большой интерес в профессиональном сообществе. На портале для обсуждений мы видим десятки тысяч просмотров, тысячи комментариев. Нам предстоит большая работа. Когда поймём, что постарались учесть все желания, перейдём к тем этапам, которые нам диктует законодательство: это экспертиза региональных органов образования, экспертиза коллег из РАО и РАН, это ещё одно общественное обсуждение на портале regulation», – цитирует Павла Зеньковича пресс-служба Минпросвещения России.
Он добавил, что министерство планирует завершить общественное обсуждение скорректированных после внесения полученных замечаний и предложений ФГОС в текущем году.
Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова назвала новые ФГОС общественно-государственным договором: «Благодаря ему учитель понимает образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель – какие знания должен получить ребёнок».
– В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ, – пояснила Оксана Решетникова.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор московской гимназии № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко обратила внимание, что в обновлённой версии ФГОС важно найти баланс между «контролем и свободой в образовательном процессе».
– В этом вопросе нужна политическая воля министерства, нужно найти баланс между свободой в образовательном процессе и вариативностью в рамках ФГОС и контролем. Так мы и сохраним обязательные параметры и в то же время не ограничим школы в обладании той степенью свободы, которая необходима для развития образования и страны в целом. Также важно помнить, что, если мы «задушим» деятельность учителя контролем и проверками на каждом шагу, мы высоких целей не достигнем, – заявила она.
Руководитель Ассоциации учителей математики, директор московской школы № 57 Михаил Случ заявил, что в стандартах следует конкретизировать школьный курс по каждой предметной области в соответствии с современными реалиями образовательного процесса. Эксперт также предложил проверять результаты обучения не после каждого класса, а перейти к оценке по этапам: например, 5–6-й классы и 7–9-й классы.
Во время обсуждения эксперты отметили, что в целом обновление ФГОС обеспечит создание единого образовательного пространства в России. После утверждения ФГОС в соответствии с ними потребуется доработка школьных учебников. Также было заявлено, что введение обновлённых ФГОС в 2019–2020 учебном году в школах не планируется.