Организаторы Форума безопасного Интернета, который прошел в Москве, уверены – кроме законодательных инициатив, необходима активная практическая работа с каждым ребенком и в каждой школе.
По данным специалистов, за последнее время Роскомнадзор заблокировал более 9 тысяч групп в соцсетях и других интернет-ресурсах, содержащих призывы к самоубийству детей. Но при этом продолжается ускоренный рост числа подобных групп. Часто это связанно с использованием так называемых программ-ботов, «поймать» которые сложно: из «большого» интернета они все чаще перемещаются в мобильные мессенджеры, которые сегодня есть в смартфоне каждого школьника. Правоохранительным органам все труднее отслеживать подобный контент, а количество киберпреступников в сфере детского интернета, по данным экспертов, за последний год увеличилось почти вдвое.
Эксперты Лиги безопасного интернета подсчитали: современные дети проводят в смартфонах по 5–6 часов в день. Некоторые обновляют свои страницы каждые – 15–20 минут. Что же делать?
Лига безопасного интернета еще в 2011 году придумала молодежное объединение «Кибердружина». Это добровольцы, которые активно борются с опасным контентом. Сегодня волонтеры приходят в школы, чтобы помочь детям не запутаться в Сети.
Одна из таких дружин работает на базе МГТУ им. Разумовского (Первого казачьего университета). Студенты рассказывают школьникам о «правилах дорожного движения» в Интернете. Эту инициативу поддержали в Министерстве просвещения: по словам ректора вуза Валентины Ивановой, в ведомстве рекомендуют распространять эту практику в школах всех регионах России.
– Мы ищем противоправный контент: помогаем Роскомнадзору, который принимает решение – блокировать или нет тот или иной ресурс, – рассказывает руководитель кибердружины МГТУ им. Разумовского Владимир Пономарев. – Также учим ребят самостоятельно придумывать положительный образовательный контент, например, недавно провели патриотический конкурс, около 1,5 тысяч школьников прислали свои видеоработы.
Чему учит киберпатруль? Что в интернете сегодня порой опаснее, чем на улице, что это масштабная платформа для слежения и вымогательства и мошенничества. Но все, конечно, понимают, что здесь важно не «перегнуть палку», не запугать детей, а научить их правилам поведения. О них рассказал на форуме замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.
– На всех ступенях школьного образования детей необходимо обучать медиа-грамотности, безопасному поведению в интернете, – отметил Волин.
– Что нужно уметь? Во-первых, отличать достоверную информацию от всего другого массива данных, во-вторых, пользоваться поисковиками, грамотно составлять запросы. Для родителей – знать основы систем родительского контроля над сетью. Для детей – знать те самые основы правил безопасного поведения в интернете. Для всех – не распространять лишнюю личную информацию: геоданные, особенности семейной жизни. И еще очень важно задавать вопросы и скептически воспринимать любую информацию, всегда проверять то, что слышишь или читаешь.
Сегодня нормы обучения поведению в Интернете никак не закреплены в Федеральных образовательных стандартах, но уже есть методическое пособие, подготовленное специалистами Лиги безопасного интернета, по которому любая школа может провести свой урок безопасности. Кроме того, при поддержке Совета Федерации Лига проводит всероссийскую акцию «Месяц безопасного интернета», в рамках которой волонтеры рассказывают школьникам о том, как вести себя в Сети.