- В Пояснительной записке к ФГОС говорится: «Предлагаемая последовательность требований к предметным результатам освоения учебного предмета определяется логикой изучения предмета. Допускается также иная логика его изучения». Но на самом деле в требованиях к результатам изучения курса «Окружающий мир» не прослеживается никакой логики курса, а заявленные требования избыточны и практически отрицают возможность реализации какой-либо логики курса. То есть курс «Окружающий мир», реализующий такие требования, может существовать лишь как описательный, не имеющий внутренней логики, а представляющий собой набор внутренне не связанных тем.
- Требования зачастую неадекватны возрасту. Например, первоклассник должен «безопасно использовать ресурсы сети интернет и электронные ресурсы школы». Дети в это время еще не пользуются электронными ресурсами школы, в том числе электронным дневником, так как отметок не получают. Для благоприятного развития детей этого возраста следует развивать у детей прежде всего практические действия и формировать учебную деятельность, а не увеличивать время их взаимодействия с компьютером, ноутбуком, телефоном. Это чрезвычайно важно, по крайней мере, для первоклассников.
Другой пример несообразности требований возрасту: ученик третьего класса должен «использовать знания об… особенностях питания и дыхания растений и животных… для объяснения простейших явлений и процессов в природе». Диагностика показывает, что ученики седьмого класса плохо понимают особенности питания и дыхания растений и животных, не говоря уже об использовании этих знаний для решения каких-то других задач.
- И таких примеров можно привести множество.