Современное понимание того, что вмещает в себя определение «родители», давно вышло за рамки традиционного воспитания детей, основанного на опыте прошлых поколений. На сегодняшний день родитель – это уже не статус, который появляется у людей в момент рождения ребенка и определяет общепринятую ответственность за ребенка – накормить, обучить, воспитать подобного себе. Современный родитель – это личность, развивающаяся и обладающая целым набором родительских компетенций, которые подтверждаются:
- Наличием определенных психолого-педагогических знаний по основным вопросам возрастного развития ребенка.
- Наличием навыков применять знания при решении воспитательных ситуаций.
- Способностью к саморегулированию, рефлексии, самооценке своего поведения как родителя.
- Умением изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, гибко реагировать на потребности ребенка, творчески подходить к вопросу воспитания.
- Умением создать атмосферу доверия, безоценочного принятия, психологической безопасности и равноправного взаимодействия.
- Осознанием ценности собственного развития в сфере детско-родительских отношений.
- Признанием приоритета собственного родительского опыта.
Ответственность родителей перед своими детьми заключается в первую очередь в развитии самого себя, своих родительских компетенций. И только после этого можно говорить об осознанном воспитании своего ребенка.
Создавая территорию развития для своего ребенка, родители должны поставить для себя цели, ответив на самый главный вопрос – каким мы хотим видеть своего ребенка в будущем? Не кем он должен стать и не что он должен знать, а именно каким он должен быть в быстро меняющемся мире. Здоровым, уверенным, самостоятельным, ответственным, инициативным, умеющим учиться и преодолевать трудности – это цели родительского воспитания. Ребенку для формирования этих качеств характера необходим опыт, много опыта, который нужно вместе с ребенком анализировать и «раскладывать по полочкам».
Значит, виды деятельности и занятости ребенка должны соответствовать заданным критериям, и родители должны поддерживать развитие и формирование характера.
В Школе ответственных родителей GYMNASIUM, используя наработки известных психологов и педагогов, делают очень важные вещи:
- активизируется интерес к психолого-педагогическим знаниям возрастного развития детей,
- рассматриваются методы эмоционального воспитания,
- решаются задачи по развитию конкретных качеств у детей, учитывая их индивидуальные особенности,
- разбираются проблемные ситуации взаимоотношений с родителями, сиблингами, друзьями.
В результате ответственные родители будут выстраивать взаимоотношения с ребенком, принимая во внимания его возрастно-психологические и физиологические особенности и потребности. Такие родители способны не только признавать потенциальные возможности ребенка, но и принимать его уникальность, индивидуальность и самостоятельность. Высокий уровень родительской ответственности будет способствовать открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком, чувствительности к его переживаниям.
Ответственные и развивающиеся родители становятся для своих детей примером, который является базой для развития характера ребенка, и заменить их в этом никто не может.